Forbes Council Андрей Капитонов
14954
6

Россия & Франция.

Россия & Франция.
В рейтинг QS World University Rankings 2021, который был составлен и опубликован в 2020 году, вошли 28 российских вузов из 1000 высших учебных заведений. Они были отобраны к участию в рейтинге со всего мира. Лучшую позицию среди российских университетов, академий и институтов занимает МГУ имен Ломоносова. У него 74-е место. Увы, далее все печальнее. СПбГУ – 225-е место, НГУ – 228-е место, ну и далее по нисходящей. Хорошо это или плохо – решать вам, но ведь мы считаем себя мировой державой? На мой взгляд, хорошо оказаться хотя бы в первой сотне. Так в чём же различие российского образования и, например, французского, я разберу на примере моей знакомой Фаины…

Фаина окончила в Санкт-Петербурге РАНХИГС (факультет мировой экономики), а во Франции Universitè de Rennes 1 (801 QS World Rankings 2021 по направлению маркетинг). И вот, на примере этих двух вузов, мы и провели сравнение. Основных отличий два.

Увы, но после окончания российских учебных заведений большинство студентов выходят абсолютно без практики. Я могу и на собственном примере это пояснить, когда участвовал в выпускной аттестационной комиссии РГПУ им. Герцена. Молодые люди выпускаясь из университета, в основном своём имели лишь теоретические знания. А задаваемые мной вопросы по новому законодательству в сфере из профиля, сразу терялись в ответах. Во Франции иная система образования: бакалавриат три года и магистратура два. Во время учебы, в зависимости от программы, учащийся получает контракт alternance или stage. Первый включает в себя работу на протяжении всего учебного года с периодичность две недели за партой и две в офисе. Второй контракт – это постоянная работа на протяжении шести месяцев в компании. Таким образом, за время обучения студент может сменить несколько компаний и определиться со своим будущим ещё до окончания образования. Хотелось бы также отметить, что студент может найти контракт по всей Европе.

Вторым моментом мы с Фаиной отметили разницу в преподавателях. Если в России это, без иронии, заслуженные профессора и академики, то во французских вузах читать лекции приходят действующие менеджеры транснациональных компаний, имеющие свои бизнесы предприниматели и приглашённые преподаватели из других европейски вузов. Благодаря этому студент получает максимально разнообразную информацию о предмете и глубже понимает значимость полученной информации для своей будущей карьеры.

Я даже не могу сейчас сказать, какие изменения необходимо произвести в российском образовании, чтобы поменять вектор обучения. Конечно, хорошо то, что уже начали приглашать выступать перед студентами предпринимателей или ТОПов практиков, но основная программа обучения сверстана ещё по учебным планам десятилетней давности. Есть надежды, что появляющиеся учебные центры нового формата помогут изменить ситуацию. Но об этом в следующей статье.

P.S. Фаине Соколовой отдельное спасибо за помощь в подготовке статьи.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза