Forbes Council Александр Ларьяновский
10651
0

Зачем предпринимателю учиться?

Зачем предпринимателю учиться?


Я бы хотел начать с мысли, простой и очевидной всем предпринимателям. Очевидной им, но не всем за пределами этого круга.

Предприниматели — движущая сила общества.

Юваль Ной Харари в своей книге Homo Deus отлично описывает, почему капитализм победил социализм. Потому что система, в которой множество людей каждый день что-то пробуют, рискуют, находят новое, ошибаются, разоряются, богатеют, — такая система выигрывает у той, где все решения на пятилетку вперед принимает одна группа престарелых аппаратчиков.

Среда, в которой люди неустанно создают новое, рискуя своими деньгами, неустанно пробуют, — эта среда побеждает. И эти люди мы с вами.

У нас с вами незавидная участь. На нас — огромная ответственность за себя, свои бизнесы, за людей, которые там работают. Наша жизнь и раньше была не сахар, но теперь…

Мы с вами проживаем очень непростой год. И то, что мы до сих пор на плаву, это наша заслуга. Много кто любит говорить, как нам помогает, но мы же знаем правду.

Предприниматели — это генераторы идей. Это люди, которые планируют свое будущее на годы вперед. Когда-то Илон Маск сказал, что не боится конкуренции с крупнейшими автоконцернами, потому что их возглавляют нанятые топ-менеджеры. У которых горизонт планирования — годовой бонус. А он, как и мы, думает на десятилетие вперед.

На это нас двигает конкуренция с такими же, как мы. Посмотрите сами. Любая система, где нет конкуренции, не развивается. Вот наша система образования. Нет конкурентов у государственной школьной и вузовской системы — и она отстает от реальной жизни на десятилетия.

Или вот сравните РЖД и «Аэрофлот». Обе госкомпании. Но одна из них работает на конкурентном рынке, а вторая — монополист. Ну и у кого из них наблюдается прогресс? Или вот «Почта России». Пока ее частные перевозчики не начали со всех сторон подъедать, она так и была неизменной с середины прошлого века.

Почему винтовка М16, при всей гениальности изобретения, была такой ненадежной? Потому что она была сконструирована на другой порох. Но чиновники решили сэкономить. Как бы чего не вышло. Ну вот так и получилось.

Что делают чиновники в госкомпаниях и в органах власти? Боятся принять решение. Что делаем мы, предприниматели? Рискуем.

И этот риск рождает открытия нового, рождает прогресс. Именно поэтому мы с вами — движущая сила общества. Яндекс и Apple не рождаются в госкомпаниях. Они рождаются у таких, как мы.

Ну, на этом хорошие новости заканчиваются. Потому что конкуренция, которая благо для общества, нам с вами приносит сплошные неприятности. И это идет по нарастающей. Растет не только общее число изменений, растет ускорение этих изменений. Мне кажется, мы достигли апогея непредсказуемости.

Вру, конечно. Завтра будет еще сложнее.

Что мы с вами можем противопоставить этим изменениям? Умение быстро учиться и быстро меняться. 

Давайте на секундочку заглянем в собственный мозг. Там у нас с вами ежесекундно работают десятки миллиардов нейросетей. И они делают одно: предсказания. Наш мозг занят одним-единственным важным делом. Он пытается предсказать будущее. Нет, не кто будет следующим президентом США или какой завтра будет курс доллара. Большинство его предсказаний куда более приземленные. Мой мозг предсказывает сейчас, что пол подо мной не рухнет, сверху не прилетит кирпич, что я держу смартфон в руке с достаточным усилием, чтобы его не выронить.

Самый простой пример ненадежного предсказания: когда ребенок учится есть кашу сам, у него часто возникает ошибка, где будет рот, когда он подносит ложку к голове. Но сетки в мозгу быстро тренируются, и скоро предсказания становятся точными.

Еще пример. Половина фильмов ужасов построена на том, что если в темноте под тревожную музыку раздается странный звук, надо пойти и проверить, что там такое. Почему это происходит? Мозг строит предсказание и понимает, что данных, чтобы построить модель, недостаточно, надо получить данные. И отправляет тушку за ними.

Если тушка выжила и новые данные получены, нейросетки обновляют свои предсказательные модели. Итак, биологический смысл образования, заложенный в нас эволюцией, — тренировка предсказательных моделей мозга.

Но и у предпринимателя одна из важнейших ролей — предсказывать. Наши сотрудники — это пользователи прогноза погоды, а мы — метеорологи. Мы предсказываем, принимаем решения. «Давайте сделаем вот так». Это наше предсказание, нам оно кажется верным. А коллеги уже берутся его исполнять. Для них всегда больше определенности, чем для нас. У нас по жизни — наивысший уровень неопределенности.

Так вот. Этот уровень неопределенности, как я уже сказал, можно уменьшать обучением. Тренировать нейросетки, чтобы больше ситуаций было для них знакомыми и понятными. Такими тренировками мы создаем «островки безопасности» в своем мозгу — зоны, где мы знаем, какие решения нужно принимать.

Островки безопасности, то есть знакомые и понятные ситуации, уменьшают неопределенность и, как следствие, вариативность.

Если вы включите Яндекс.Навигатор на знакомом маршруте, вы легко найдете кучу ошибок в проложенном пути, вы знаете, как ехать эффективнее. Но в незнакомом мегаполисе он будет лучше, чем ничего. Намного лучше. Не факт, что самым эффективным способом, но вы доберетесь. Этот маршрут и есть островок безопасности.

Или представьте себе, а может быть вспомните, что вы впервые в жизни оказались в китайском городе и вам надо поесть. Дело же даже не в том, что будет недостаточно вкусно или вы не любите жаренных скорпионов. А вообще все непонятно. И если в этот момент увидеть Макдональдс, в которой вы в обычной жизни ни шагу, то тут же окажется, что это не самый плохой вариант.

Этим решением мы уменьшили неопределенность? Да. Но не только. Это еще дает нам возможность использовать мозг для более насущных вопросов. Островки безопасности дают возможность концентрироваться на важном.

Я был очень рад, что мой любимый новосибирский ресторанчик «Библиотека» хорошо пережил первую волну пандемии. Когда я спросил ее владелицу Наташу, как ей это удалось, она сказала: «Я еще в начале марта поняла, на примере итальянских и испанских коллег, что нам предстоит и начала учиться жить в предстоящей ситуации. Оттренировала коллектив на отработку онлайн-заказов, заранее начала клиентам говорить про эту опцию, реструктуризировала закупки и т. д.». Она создала себе островки безопасности, и когда волна пришла, она думала про то, что не учла, а не про все навалившиеся беды сразу.

Эти островки безопасности и есть смысл обучения. Обучить себя предсказывать ситуации чуть лучше. Чем хорош бухгалтер, который прошел пару дюжин налоговых проверок? У него этих островков в мозгу — три вагона, хоть отбавляй. Он реагирует лучше, потому что мозг свободен для неожиданных поворотов.

Итак, первый тезис: учиться нужно для того, чтобы как можно точнее предсказывать будущее и освобождать мозг для решения тех проблем, которые предсказать не удалось.

Как же эффективно учиться?

Правило первое: не надо учиться впрок. Определите, какие самые острые проблемы стоят перед вами в ближайший квартал. Учитесь решать их.

Правило второе: носители экспертизы — это не бизнес-тренеры, это профессионалы в своем деле. Научитесь отвечать себе на вопрос «А кто лучше всех умеет то-то и то-то?». Но тут такая беда, особенно в регионах. Я предыдущие 20 лет прожил в Новосибирске. Я помню это у себя и встречаю у других. Проблема называется «я тут один в окопе против танков». Вот это окопное мышление реально мешает людям пойти познакомиться и поговорить с другими такими же. Повторюсь — не со всеми подряд, а с теми, кто лучший в конкретном вопросе, который для вас важен.

У вас должен быть список фамилий, которые реально что-то крутое делают в том, что для вас насущно. И это не всегда те, кого вы знаете, кто на слуху.

Когда несколько лет назад мы захотели построить у себя крутую систему клиентского сервиса, то пошли опрашивать профессионалов из этой отрасли, кого они уважают, кого считают эталоном. И очень был удивлен, когда мне назвали Nespresso. Да ребят, вы чего, какое Неспрессо? Я 10 лет ими пользуюсь и вообще не помню случая, чтобы я столкнулся с их поддержкой. И тут-то до меня дошло…

Так что искать надо не где светло, а где потерял. Но тут есть еще один момент. Третий принцип.

Искать надо не тех, кто с громким именем. И не потому, что они бесполезные. Если я сейчас каким-то чудом получу возможность поужинать с владельцем Амазона, то никакого толка от этой встречи не получу. Потому что он настолько далеко от меня, что мне не хватит знаний, чтобы задавать вопросы, которые дадут пользу. А то, что интересно мне, для него было настолько давно, что он уже не помнит, как это делать.

Искать надо тех, кто делал руками и не очень давно, 3–5 лет назад. От них есть польза. Ну или вот я пришел в Skyeng с должности топ-менеджера Яндекса. И оказался чудовищно бесполезен. Потому что я умел руководить, а руководить было не кем. То, что я делал руками, я делал 15 лет назад, за это время все поменялось.

Острое ощущение: вчера ты успешный топ, а сегодня ты ничего не умеешь. И я пошел к тем, кто прошел такой же путь. И тогда, за несколько встреч, я понял, я увидел у других, что я уже умею делать. За несколько недель я перетренировал свои нейросетки на новые модели.

Я нашел, у кого было эффективно учиться, и по цене пары ужинов научился у них тому, что умею делать хорошо. И тогда я начал ходить и договариваться о партнерских проектах с большими игроками, и это дало нерыночное преимущество перед сотнями других школ, от которых мы тогда ничем не отличались.

Итак, повторю первые три правила. Учиться не впрок, а самому актуальному. Всегда иметь списки людей, кто круче в этих насущных проблемах. И эти люди — не обязательно звезды и те, кого вы знаете. Они просто недавно и эффективно прошли тот путь, что вам сейчас предстоит.

Ну и наконец, четвертое правило. Чертовски банально оно звучит, пока не сталкиваешься с тем, как все подряд его нарушают.

Бессмысленно учиться, если ты потом применяешь не все, а только самое интересное. У меня был такой случай. Лет 20 назад меня заинтересовало, как работает MLM. Это бы период, когда слово «гербалайф» было страшным ругательством.

Вот я попадаю на стадион. Все как в низкобюджетных голливудских фильмах: софиты, под рев толпы на сцену выводят ряженых актеров, вот мол, вчерашняя уборщица в школе, а ныне зарабатывает десять тысяч долларов в месяц.

Сижу и думаю, ну вот зачем я тут, неужто нельзя было по телеку просто посмотреть такое, без поездок ради дешевого шоу. Но проходит несколько недель, и я встречаю одну из тех женщин, что были на сцене.

И понимаю, что, судя по прикиду, она действительно недавно очень разбогатела, а так-то была школьной уборщицей в Северном Казахстане. И вот тут-то меня и накрыло. Вот это вот известное, про если умный, то почему бедный.

А потом я понял. Там, за этим MLM, стоит методический центр, который разрабатывает учебные программы. И тетка берет такую инструкцию, там написано: «Делай раз», — она идет и делает раз. Делай два. Ну и так пункт за пунктом. Ребята типа меня читают: так, это понятно, это понятно, это понятно, а вот это прикольно, этого я еще не пробовал.

Меня добрую сотню раз спрашивали, как нам в Skyeng удалось построить огромный бизнес, где практически все работают на удаленке. И я добрую сотню раз отвечал. И почти каждый раз видел, что в момент, когда я говорил про должностные инструкции, ежедневные планы и отчеты, глаза собеседника туманились, он уходил мыслями в себя, возвращаясь, как только я переставал говорить про скучную рутину.

Последнее правило обучения: то, что и ежу понятно, тоже надо делать. Не выбрасывать мысли только потому, что они вам очевидны. Ну и вторая крайность — я учусь, учусь, учусь, а применять мне некогда.

В заключение. Знаете, какой самый популярный вопрос от предпринимателей я слышу, когда рассказываю, что учиться надо у других таких же? «А почему они будут со мной разговаривать?» Я же говорю — «окопное мышление». Я, танки и подмога не пришла, подкрепление не прислали.

Мой ответ такой: те, кто научился что-то делать круче других, почти всегда понимают, зачем нужно встречаться с такими же. Они сами ходят и спрашивают других. Для них это естественно.

Мы все когда-то это умели. В детстве. Подходишь к песочнице, там незнакомые дети играют. И ты просто спрашиваешь: «Можно с вами поиграть?» Да — отлично, нет — тоже отлично, пойду к другим.

Чаще всего люди не отвечают мне только по одной причине — я их не спросил.

Желаю всем предпринимателям учиться самим и помогать другим. Ну и пережить этот чертов год.

Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза