Forbes Council Ольга Павликова
9018
0

На чем можно и на чем нельзя сегодня экономить

На чем можно и на чем нельзя сегодня экономить
В условиях кризиса все ищут возможности для сбережения средств. Расскажу о реальных примерах экономии в нашей компании. Это не просто отказ от чего-то, затягивание поясов, но пересмотр привычной организации всей работы на разных уровнях и в разных сферах: экономию нужно понимать не как сиюминутную выгоду, но как продуманную долгосрочную стратегию без потери качества. 

Главный вопрос, который все сейчас задают друг другу: «Как вы пережили 2020 год?» Многие маркетинговые и пиар-агентства обанкротились, либо их доходы существенно снизились и они балансируют на грани закрытия. Нам удалось выжить за счет того, что наши цены ниже рыночных. Мы достигаем этого при сохранении высоких зарплат сотрудников за счет невысокой маржинальности при большом объеме заказов и грамотной экономии. На чем же сегодня можно сэкономить без потери качества работы? 

Во-первых, откройте для себя возможности аутсорсинга. Неключевые функции можно передать на сторону, оставив в штате лишь тех сотрудников, которые смогут сосредоточиться на выполнении главных бизнес-задач. Нет смысла держать собственного айтишника, чтобы он несколько раз в месяц вывешивал новые материалы на ваш сайт – для этого можно нанять фрилансера за 10 000 в месяц. Мы не держим и собственного IT-администратора: какие-то вещи мы умеем делать и сами (и, кстати, все время учимся), а то, что должен делать специалист, мы спокойно перепоручаем. 



Если у вас небольшая компания, не стоит в обязательном порядке пользоваться услугами сетевого провайдера в вашем бизнес-центре, можно подключить, например, роутеры YOTА, МТС или «Билайна»: их возможностей  вполне достаточно для обеспечения работы 5–10 человек, если только она не связана с просмотром большого количества видеоконтента. Дело в том, что если в договоре с БЦ прописано предоставление не менее 10 точек подключения, то вы и будете платить за все десять, даже если по факту будете пользоваться пятью. Сетевой провайдер, навязанный арендодателем, обойдется в 10–15 тысяч рублей в месяц, а даже все вместе взятые подключения YOTА, МТС или «Билайна» от собственных роутеров будут стоить в три раза дешевле.   

Несмотря на то, что наша работа связана с публичной деятельностью наших заказчиков и их постоянными публикациями в СМИ, требующими красивых фото, мы не держим в штате ни одного фотографа. Тем не менее лучшие на рынке столицы фотографы-фрилансеры (интерьерные, портретисты, промышленные, репортажные) у нас всегда на расстоянии вытянутой руки. А содержание даже одного из них обошлось бы не менее чем в 50–60 тысяч рублей – и для Москвы это еще не самая высокая зарплата в этой сфере.

Мы не держим уборщицу – это еще плюс 15 тысяч рублей в месяц. Бумажный мусор можно вынести в конце дня самим, так же как помыть чашку и тарелку. А убираться раз в неделю к нам приходит сотрудник клининговой службы бизнес-центра, где мы арендуем помещение, что стоит 1000 рублей за еженедельную влажную уборку.

Перевод на аутсорс всех бухгалтерских услуг позволил нам сократить расходы на этот отдел в два раза: здесь мы экономим порядка 60 тысяч рублей ежемесячно. Если вы небольшая компания, то проще не содержать в штате бухгалтера, не платить за него налоги, а оплачивать только стоимость самой услуги. Тем более что сегодня в лизинг предоставляются разнообразные онлайн-платформы «1С»: там есть все необходимое техническое обеспечение, и вам не придется покупать лицензионную программу. А вот юриста все же лучше иметь своего, причем высококлассного, потому что в противном случае его ошибки могут дорого обойтись всей компании. 



Курьерские услуги мы покупаем у «Достависта.ру». Сегодня в Москве именно эта компания предоставляет оптимальные варианты доставки как по цене, так и по скорости. К ней мы пришли, проведя сравнительный анализ стоимости и качества услуг курьерских компаний столицы: у предыдущего нашего подрядчика «КурьерСервисЭкспресс» не производилась срочная доставка «день в день», а сама услуга была дороже. 

Вообще, очень полезно отслеживать изменения на рынке доставок – акции, скидки, появление новых игроков с выгодными предложениями. Таким же образом мы перешли от «Водовоза» к «Славнице»: теперь одну 20-литровую бутыль воды мы получаем всего лишь за 300 рублей. Канцелярские товары, а также чай, кофе, кондитерские изделия, снеки, салфетки, бумажные полотенца, одноразовую посуду мы заказываем в «Комусе». Как выбрать компанию, которая подойдет вам в вашем регионе? Проведите анализ рынка конкурентов по одним и тем же наборам продукции, выберите из 5–6 компаний оптимальное предложение по бюджету и качеству. Разместите у них свой запрос на приобретение энного количества продукции – пусть поборются за вас, предложат скидки. Централизованно покупать все сразу у одного поставщика и выгоднее, и проще, и дешевле, чем даже если вы будете это делать сами.  

Следите за новыми трендами в электронике: отслеживание новых технологий в организации бизнесов-процессов поможет оптимизировать расходы на технику.  Чем, кроме кулера, в офисе или на производстве пользуются все и за чьими расходниками труднее всего уследить? Это принтер или МФУ, и они, как известно, бывают двух разновидностей: лазерные и струйные. Расхожее мнение «знатоков»: на лазерном лучше печатать документы, а на струйном – фотографии. А между тем, оказывается, еще 10 лет назад в мире печатной техники произошла настоящая революция – компания Epson выпустила универсальные бескартриджные принтеры. Текст или изображение печатается с помощью чернил, подаваемых из легко заменяемых емкостей, объем которых превосходит объем чернил в картриджах в 10 раз, Карл! Скорость и качество печати струйных принтеров давно сравнялись с лазерными, а в некоторых случаях даже превосходят их, но большинство пользователей пока по старинке отдают предпочтение последним. 

В технологии Epson не используется нагрев, это снижает энергопотребление струйников до 90%, если сравнивать их с лазерными аналогами. Счета за электричество, безусловно, актуальны не для всех компаний, а лишь для тех, кто «сидит» в своем помещении. Но вот что действительно позволяет хорошо сэкономить тем, кто много и часто печатает, так это цена расходников в струйных принтерах, и прежде всего чернил. Раньше, чтобы не покупать дорогие картриджи, народные умельцы устанавливали на принтеры самодельные системы непрерывной подачи чернил (всем известные СНПЧ). «Усовершенствованные» аппараты лишались гарантии, «чернильницы» текли и портили головки, но в целом это позволяло выиграть в цене за один отпечаток.



Сегодня черно-белый лазерный принтер стоит зачастую столько же, сколько и цветной струйный (дьявол в деталях), себестоимость же печати при том же или даже более высоком качестве цветопередачи у струйного ниже, за счет того что объема чернил хватает на гораздо большее количество отпечатков. А если цена на отдельные модели струйных принтеров и выше, то совокупная стоимость владения за пару-тройку лет все равно будет ниже: решив сэкономить на покупке самого аппарата и выбрав по привычке лазерный принтер, вы, скорее всего, переплатите в течение ближайших нескольких лет, а вот сколько, зависит от ваших объемов печати. Лучше всего меня поймут в крупных логистических компаниях, где печатаются сотни листов-накладных в день.  

Лично для меня выбор определили еще и компактность, а также экологичность струйного принтера: меньше потребление электричества, меньше отходов на утилизацию (из-за меньшего количества расходных материалов), никакого запаха при печати нет. Мы печатаем ежедневно множество документов (счетов, договоров, цветных презентаций), а революция электронного документооборота, о которой так долго говорили разные технические гуру, пока отложена, на ближайшие 10 лет точно. 

Сэкономленные на всем этом деньги в первую очередь мы вкладываем в обучение сотрудников: мир СМИ стремительно меняется, появляются все новые сетевые площадки, новые технологии продвижения, и от умения работать с ними зависит будущее нашего агентства. Поэтому у нас все постоянно чему-нибудь учатся. Кстати, пользуясь случаем, рекомендую всем, кому это важно, курсы по таргетированной рекламе и influence-маркетингу digital-агентства Setters, а также курсы по моушн-дизайну от школы иллюстрации и дизайна Bang Bang Education.

Читателю же советую вложить сэкономленные средства в продвижение. Вариант «продержаться как-нибудь на старых заказчиках» хотя бы полгода сегодня не работает: тот, кто не растет, тот погибает. А если о вас не знают в СМИ и соцсетях, о вас не знает никто. Содержать собственного пиарщика весьма накладно и не гарантирует результата. Грамотная же PR-кампания,  проведенная специалистом-подрядчиком, будет полезна всегда. Кстати, в TrendFox это и стоит от 150 до 300 тысяч рублей, примерно столько же, сколько вы сэкономите на необязательных расходах.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза