Forbes Council Кирилл Булгаков
9427
0

Как адаптировать ИТ-образование под нужды экономики

Как адаптировать ИТ-образование под нужды экономики
Сегодня все профессии находятся в фазе трансформации, а блок ИТ-специальностей особенно. Например, портрет компетентности тестировщика, который целенаправленно ищет ошибки в создаваемых программных продуктах, сильно меняется из-за оптимизации процессов разработки и сборки ПО, развития алгоритмов автоматического тестирования. Спрос на эту категорию специалистов снижается, но требования к ним, напротив, растут — они должны владеть более широкими знаниями и навыками.

Нечто подобное ждет и разработчиков ПО: автоматизация и стандартные библиотеки освободят их от рутинных задач. С одной стороны, синтаксис языков упрощается и становится более высокоуровневым, а с другой — программист сегодня должен владеть несравненно более широким набором методик, подходов и инструментов, чем 20 лет назад.

Экономика создает заказ

Согласно исследованию IDG, подавляющее большинство компаний любого размера (89%) внедрили или планируют внедрить бизнес-стратегию с фокусом на ИТ. По прогнозу Statista, глобальные затраты на технологии и услуги цифровой трансформации увеличатся на 10% по итогам 2020 года и достигнут $1,3 трлн, несмотря на кризис. Однако реализация этих планов встречает на своем пути один мощный стоп-фактор: недостаток ИТ-компетенций, считают аналитики Gartner.

Складывается противоречивая тенденция. Профессия усложняется. И в то же время спрос на специалистов растет, что приводит к снижению порога входа: многие крупные работодатели перестают обращать внимание на наличие диплома вуза.

Из-за массовой цифровизации бизнес-процессов нехватка кадров с базовыми компетенциями в различных отраслях наблюдается уже сейчас. В России, по некоторым оценкам, не хватает миллиона ИТ-специалистов. Особенность сферы информационных технологий в нашей стране в том, что численность программистов и специалистов по обработке и анализу данных в последние годы была достаточно велика и в основном поддерживала самовоспроизведение за счет системы высшего технического образования. Причем уровень наших ИТ-специалистов во всем мире признается очень высоким. Так, в мировом рейтинге HackerRank они занимают второе место после Китая.

Однако существует опасность, что отказ от высшего образования в сфере ИТ приведет к снижению общего уровня подготовки отечественных специалистов. В итоге не выиграет ни рынок труда, ни экономика.

Нужно ли ИТ-специалистам высшее образование?

Ситуация со средним и высшим образованием за прошедшие 20 лет поменялась очень сильно. Мы видим две разнонаправленные тенденции: высшее образование по-прежнему востребовано, а профессиональное среднее теряет актуальность. Высшее образование подразумевает универсальность знаний и широту мышления. Хотя на практике это не всегда так, поэтому все популярнее становится так называемое дополнительное образование — различные коммерческие учебные курсы, в первую очередь в ИТ. Может быть, в будущем появятся узкоспециализированные курсы, которые станут играть роль ПТУ XXI века.

Не исключено, что это уменьшит возможности различных индустрий, в том числе ИТ. По моему мнению, в условиях запроса экономики на цифровизацию переход от высшего образования к профессиональному приведет к деградации отрасли информационных технологий. Чтобы поддерживать и увеличивать численность представителей ИТ-профессий, необходимо более универсальное — высшее — образование, а не узкоспециализированные курсы или ПТУ для программистов, тестировщиков и т. д.

Проблема заключается в том, что из-за скорости изменений в портрете компетентности выпускник вуза к моменту окончания учебы обладает устаревшими знаниями. Ситуация усугубляется тем, что в государственной системе образования программа обучения меняется медленно и не так часто, как хотелось бы. Одним из выходов в этой ситуации может стать сотрудничество образовательных учреждений с крупными компаниями с целью создания совместных учебных программ. Такие примеры в нашей стране уже есть, и немало. Например, МФТИ и Huawei запустили англоязычный курс по компьютерному зрению. А Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ совместно со Skillbox организовала онлайн-бакалавриат в направлении Data Science & Machine Learning.

Что может сделать бизнес?

Все крупные ИТ-компании создают собственные учебные центры или совместные с вузами образовательные программы, чтобы готовить для себя молодых специалистов, обладающих актуальными и достаточными знаниями и навыками. Например, Mail.Ru Group проводит открытые курсы «Технотрек» по таким дисциплинам, как нейронные сети и промышленное программирование.

Индустрия ИТ — одна из самых инновационных. За ней тянутся и те отрасли, в которых применение цифровых технологий позволяет добиться рывка в бизнесе, преимущества перед конкурентами. В основном это обслуживающие сферы — банковский бизнес, пассажироперевозки и т. д. Отдача от внедрения цифровых технологий в подобных отраслях максимальная. Поэтому они тоже заинтересованы в различных учебных проектах, направленных на развитие профессионального ИТ-сообщества. Например, Сбер запустил бесплатную «Школу 21» в Москве и Казани, где, по замыслу основателей, можно получить полноценную ИТ-специальность. Так ли это на самом деле, покажет практика.

Каких специалистов должно готовить высшее образование?

В идеале высшее образование должно поддерживать тесную обратную связь с компаниями-работодателями, которые могли бы формировать заказ на редкую экспертизу. Например, нам не хватает специалистов, сочетающих в себе знания и опыт архитекторов-разработчиков высокого уровня и аналитиков. Это очень дефицитные и потому высокооплачиваемые сотрудники. Конечно, мы не сидим сложа руки. У нас есть ряд стажерских программ — это один из ключевых элементов успешности бизнеса. Обучая вчерашних выпускников по углубленным программам, мы готовим для себя специалистов, способных решать стоящие перед нашими клиентами задачи. Это позволяет молодым людям получить хорошо оплачиваемую работу, а ИТ-рынок пополняют новые квалифицированные кадры.

Если приводить в пример другие компетенции, то исследование проектного офиса по реализации нацпрограммы «Цифровая экономика» Аналитического центра при Правительстве РФ и ВЦИОМ показало, что две трети представителей российского бизнеса отмечают недостаток квалифицированных специалистов в области технологий искусственного интеллекта. Только чуть больше четверти компаний готовы решать проблему самостоятельно, инвестируя в обучение своих сотрудников. Половина же считает, что это прерогатива системы государственного профессионального образования.

 

 

 

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза