Forbes Council Андрей Капитонов
2272
6

Онлайн поле дураков.

Онлайн поле дураков.
Развитие онлайн-школ сыграло с нами злую шутку, на мой взгляд. Простота запуска, огромное количество онлайн-школ, посвященных тому, как запустить онлайн-школу, – всё это приводит к массовому входу на рынок образования курсов и обучающих программ. И они скорее испортят рынок образования, чем улучшат его. Почему? Постараюсь сегодня кратко обосновать свою позицию.

Во-первых, основное, на мой взгляд, – это наличие или отсутствие образовательной лицензии. Это как минимум производит некий первичный отбор на профессионализм и ответственность. Я не говорю уже про зарегистрированное юридическое лицо, хотя часть «тренеров» и «преподавателей» действуют если не на 100%, то на половину зачастую «в тени». Сколько школ имеют лицензию? Думаю, что лишь самые крупные и уже занявшие место на рынке. А вот вновь приходящие иногда даже не задумываются об этом.

Во-вторых, курсы по «запуску онлайн-школ» массово штампуют школы и преподавателей, которые лишь на данном курсе поняли, какую именно и по какому профилю они отроют школу. Речь о навыках в данной специализации идёт уже далеко не всегда. Все по отработанному в инфобизнесе шаблону. Выбираем нишу, делаем лэндинг, запускаем трафик, набираем учеников. По факту часто получается негатив от такого образования, а что еще хуже, люди теряют доверия к подобной форме обучения в целом.

В-третьих, большинство школ в условиях конкуренции, а особенно на самом старте, конкурировать могут лишь ценой. Происходит адский демпинг, что обесценивает знания. Ведь не начиная обучение, человек не поймет, насколько это обучение для него полезное и качественное. В результате, предлагая низкую цену, школы сами себя зарывают, ибо в финансовой модели затраты начинают не окупаться и живут зачастую за счет инвестиций.
Так, например, читая статью в «Инвест-Форсайте», а потом, заинтересовавшись, я действительно увидел интересные цифры. Компания Skillbox в 2019 году выросла почти в три раза и входит в десятку крупнейших образовательных компаний России. Но вот налоговая отчетность показывает, что за этот же период она показала чистый убыток в размере 70 млн рублей за тот же период. А это около 10% выручки. Следовательно, их дальнейший рост затрудняется без инвестиций.

На данный момент рынок онлайн образования растет. И он будет на фоне пандемии расти и далее, но вот станет ли от этого образование качественнее, я не уверен.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза