Пластиковый стаканчик начинает и проигрывает, или конец эры пластика
Споры в сети о том, какой стаканчик экологичнее – пластиковый или бумажный, давно переросли по ожесточенности и нетерпимости свифтовский спор тупоконечников с остроконечниками. И вопрос не только о стаканчиках, а о том, какие изделия экологичнее: пластиковые или деревянные/бумажные. Не буду оставаться в стороне, так как от индивидуального и коллективного выбора в пользу древесины или пластика напрямую зависит наше настоящее и будущее. На какой планете мы хотим жить? Покрытой лесами, с чистыми воздухом и водой, или покрытой пленкой от нефтеразливов и с горой непереработанных пластиковых изделий?
Практически единственным аргументом противников изделий из целлюлозы является то, что для производства древесины, бумаги и картона «вырубают леса, губят их обитателей». Но важно отметить, что, соблюдая требования лесной сертификации при заготовке древесины, лесозаготовители обеспечивают лесовосстановление и сохраняют места обитания редких и промысловых зверей и птиц, ценные участки леса (например, малонарушенные лесные территории), необходимые для местного населения и коренных народов, для поддержания климатического равновесия и сохранения биоразнообразия.
Также считается, что пластик дешевле, изделия из него более прочны и износостойки, а их вторичная переработка происходит по испытанной технологии, соответственно, их можно более эффективно использовать повторно. Да, пока (пока!) из-за несовершенства технологии производства и переработки изделий из целлюлозы и комбинированных материалов (содержащих и целлюлозу, и пластик) у пластика, на первый взгляд, есть преимущества. Однако вспомним мой вопрос про планету, на которой мы хотим жить. Гонясь за практичностью, быстротой и прибылью, не крадем ли мы сами у себя? Пластик изготавливают из нефтепродуктов, из невозобновляемых ресурсов, добыча и переработка которых связана с рисками утечек и разливов, с выбросами ядовитых веществ в воду и атмосферу. Забегая вперед, скажу, что имеющийся технологический разрыв в производстве и переработке сокращается и будет далее сокращаться, и целлюлоза уже стремительно вытесняет пластик из совершенно необычных областей применения. Проиллюстрировать это на конкретных примерах и является целью моей статьи.
Пожалуй, первым сегментом, где массово стали заменять пластик на упаковку из переработанных целлюлозных волокон, стало производство ложементов для бытовой техники. Это специальные вставки в коробки с телевизорами, ноутбуками и прочей техникой, чтобы при перевозке товар не повреждался. Многие компании – производители компьютеров и телевизоров уже давно используют формованное бумажное волокно (ФБВ) вместо пенопласта. Сейчас ФБВ начали использовать мебельные компании, а также в сельском хозяйстве – при производстве подложек для овощей и фруктов и горшков для рассады, в которых можно сажать растения, не вынимая их. Уже сейчас пластик для упаковки яиц используют только самые неэкологичные производители, так как почти повсеместно используется ФБВ.
Для многих покупателей важно посмотреть на сам продукт внутри упаковки, например, перед покупкой круп, мороженого или макаронных изделий. Поэтому для некоторых компаний борьба даже против крошечного кусочка пластика является принципиальной. Однако есть примеры сильных брендов, которые уверены в своем продукте и отказываются от его демонстрации потребителю через пластиковое окошко, в частности, так поступила компания Barilla, производитель макаронных изделий. Также вместо пластика и фольги на бумажную упаковку для шоколада, изготовленную из сырья из сертифицированных лесов, переходит Ritter-Sport. И пока российские производители используют для групповой потребительской упаковки исключительно пластик (туалетная бумага, салфетки и подобные товары, которые продаются в больших пачках сразу по несколько изделий в каждой), европейцы уже активно переходят на бумагу. Такие решения помогают значительно снизить пластиковое загрязнение.
Говорить про переход в магазинах с пластиковых пакетов на бумажные уже стало общим местом. Бумажную альтернативу покупателям предлагают, из самых известных торговых сетей, ИКЕА, Перекресток, Ашан, Спар, ВкусВилл, Азбука Вкуса, Глобус. Ряд производителей и торговых организаций, такие как Adidas, H&M, Uniqlo, М-Видео, полностью отказались от пластиковых пакетов. Ну и весь цивилизованный фастфуд также перешел на бумажные пакеты «на вынос», при этом многие из них производятся из древесины из ответственно управляемых, сертифицированных лесов. Конечно не призываю вас не использовать «авоськи», но, если вы забыли дома многоразовые сумки или, как это нередко бывает, не рассчитали с объемами покупок, всё-таки лучше, если в магазине вам предложат бумажный пакет.
А есть ли альтернатива пластиковой бутылке? Оказывается, есть! Некоторые бренды, например, «I am water.» продают питьевую воду в картонной упаковке, сырье для которой также заготавливается в сертифицированных лесах. Кстати, Coca-Cola, Carlsberg и несколько других мировых компаний сообщили о ведущихся исследованиях и разработках бутылок из волокон целлюлозы, полученных из экологичных источников, и необходимости отказа от пластика. Технологическая сложность заключается в том, что для газированных напитков требуются специфические свойства упаковки, которые позволят хранить продукт под давлением. Имеющиеся на данный момент бумажные прототипы являются важным шагом к «миру без отходов».
Если продолжать тему инноваций: биопластики из древесины или других материалов растительного происхождения, в состав которых в ограниченном количестве может входить и модифицированная древесина, вполне могут заменить традиционный пластик, например, при производстве посуды или упаковки для «нежных» пищевых продуктов. Такие «композитные» материалы» прочны, водостойки, по цене пока еще уступают «нефтегазовому» пластику, но намного экологичнее. Упаковка хлеба Fazer на вид из обычного полиэтилена, но на самом деле произведена из пластика растительного происхождения, являющегося FSC-сертифицированным материалом. Также Тетра Пак использует в своей многослойной и сложной для переработки упаковке биопластик, чтобы полностью отказаться в конечном итоге от использования материалов из невозобновляемых ресурсов.
Казалось бы, что может быть вечнее в мире строительных материалов, чем кирпич и бетон. Древесина! В мире много примеров деревянных многоэтажных жилых и офисных зданий. Еще несколько лет назад компания «Сегежа» анонсировала строительство деревянных многоэтажек в Москве, но проект не реализован. Причина – косность наших строительных норм и правил.
Вернемся к нашим пресловутым стаканчикам. Дизайн продукта тоже может стать одним из решений глобальной проблемы: компания Frugalcup начала выпускать бумажные стаканчики из вторсырья, которые не покрывают пластиковой пленкой; в бумажную основу вставляют отдельный блок из тонкого водонепроницаемого пластика, и, когда напиток заканчивается, пластиковый блок вынимается из бумажного, и каждая часть отправляется на переработку. Когда мы принимаем во внимание всю цепочку, от добычи сырья и до окончания жизненного цикла продукта, мы можем создавать по-настоящему инновационные решения. При этом и нынешние, даже не самые совершенные технологии вторичной переработки позволяют перерабатывать бумажные стаканчики, в том числе используемые в точках продажи фастфуда. Вопрос только в том, чтобы их сдавали в переработку. А это зависит только от нас с вами.
Когда перейдут на сырье растительного происхождения производители шин, окон, игрушек, пищевой упаковки для муки, круп и других бесчисленных товаров, которые мы потребляем? Давайте задумываться, каждый раз подходя к полкам, за какое будущее нашей планеты мы проголосуем рублем. С уверенностью можно сказать, что почти каждая искусственная новогодняя елка, пластиковый стул, пакет, бутылка и тот самый стаканчик пополнят огромные горы мусора. Они будут лежать столетиями на свалке, загрязняя почву, реки и океаны. Использование же изделий из древесины и целлюлозы, при условии экологически и социально ответственной заготовки ресурсов, дает планете и нам шанс на зеленое будущее.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Практически единственным аргументом противников изделий из целлюлозы является то, что для производства древесины, бумаги и картона «вырубают леса, губят их обитателей». Но важно отметить, что, соблюдая требования лесной сертификации при заготовке древесины, лесозаготовители обеспечивают лесовосстановление и сохраняют места обитания редких и промысловых зверей и птиц, ценные участки леса (например, малонарушенные лесные территории), необходимые для местного населения и коренных народов, для поддержания климатического равновесия и сохранения биоразнообразия.
Также считается, что пластик дешевле, изделия из него более прочны и износостойки, а их вторичная переработка происходит по испытанной технологии, соответственно, их можно более эффективно использовать повторно. Да, пока (пока!) из-за несовершенства технологии производства и переработки изделий из целлюлозы и комбинированных материалов (содержащих и целлюлозу, и пластик) у пластика, на первый взгляд, есть преимущества. Однако вспомним мой вопрос про планету, на которой мы хотим жить. Гонясь за практичностью, быстротой и прибылью, не крадем ли мы сами у себя? Пластик изготавливают из нефтепродуктов, из невозобновляемых ресурсов, добыча и переработка которых связана с рисками утечек и разливов, с выбросами ядовитых веществ в воду и атмосферу. Забегая вперед, скажу, что имеющийся технологический разрыв в производстве и переработке сокращается и будет далее сокращаться, и целлюлоза уже стремительно вытесняет пластик из совершенно необычных областей применения. Проиллюстрировать это на конкретных примерах и является целью моей статьи.
Обойдемся без пластика
Пожалуй, первым сегментом, где массово стали заменять пластик на упаковку из переработанных целлюлозных волокон, стало производство ложементов для бытовой техники. Это специальные вставки в коробки с телевизорами, ноутбуками и прочей техникой, чтобы при перевозке товар не повреждался. Многие компании – производители компьютеров и телевизоров уже давно используют формованное бумажное волокно (ФБВ) вместо пенопласта. Сейчас ФБВ начали использовать мебельные компании, а также в сельском хозяйстве – при производстве подложек для овощей и фруктов и горшков для рассады, в которых можно сажать растения, не вынимая их. Уже сейчас пластик для упаковки яиц используют только самые неэкологичные производители, так как почти повсеместно используется ФБВ.
Для многих покупателей важно посмотреть на сам продукт внутри упаковки, например, перед покупкой круп, мороженого или макаронных изделий. Поэтому для некоторых компаний борьба даже против крошечного кусочка пластика является принципиальной. Однако есть примеры сильных брендов, которые уверены в своем продукте и отказываются от его демонстрации потребителю через пластиковое окошко, в частности, так поступила компания Barilla, производитель макаронных изделий. Также вместо пластика и фольги на бумажную упаковку для шоколада, изготовленную из сырья из сертифицированных лесов, переходит Ritter-Sport. И пока российские производители используют для групповой потребительской упаковки исключительно пластик (туалетная бумага, салфетки и подобные товары, которые продаются в больших пачках сразу по несколько изделий в каждой), европейцы уже активно переходят на бумагу. Такие решения помогают значительно снизить пластиковое загрязнение.
Говорить про переход в магазинах с пластиковых пакетов на бумажные уже стало общим местом. Бумажную альтернативу покупателям предлагают, из самых известных торговых сетей, ИКЕА, Перекресток, Ашан, Спар, ВкусВилл, Азбука Вкуса, Глобус. Ряд производителей и торговых организаций, такие как Adidas, H&M, Uniqlo, М-Видео, полностью отказались от пластиковых пакетов. Ну и весь цивилизованный фастфуд также перешел на бумажные пакеты «на вынос», при этом многие из них производятся из древесины из ответственно управляемых, сертифицированных лесов. Конечно не призываю вас не использовать «авоськи», но, если вы забыли дома многоразовые сумки или, как это нередко бывает, не рассчитали с объемами покупок, всё-таки лучше, если в магазине вам предложат бумажный пакет.
А есть ли альтернатива пластиковой бутылке? Оказывается, есть! Некоторые бренды, например, «I am water.» продают питьевую воду в картонной упаковке, сырье для которой также заготавливается в сертифицированных лесах. Кстати, Coca-Cola, Carlsberg и несколько других мировых компаний сообщили о ведущихся исследованиях и разработках бутылок из волокон целлюлозы, полученных из экологичных источников, и необходимости отказа от пластика. Технологическая сложность заключается в том, что для газированных напитков требуются специфические свойства упаковки, которые позволят хранить продукт под давлением. Имеющиеся на данный момент бумажные прототипы являются важным шагом к «миру без отходов».
Если продолжать тему инноваций: биопластики из древесины или других материалов растительного происхождения, в состав которых в ограниченном количестве может входить и модифицированная древесина, вполне могут заменить традиционный пластик, например, при производстве посуды или упаковки для «нежных» пищевых продуктов. Такие «композитные» материалы» прочны, водостойки, по цене пока еще уступают «нефтегазовому» пластику, но намного экологичнее. Упаковка хлеба Fazer на вид из обычного полиэтилена, но на самом деле произведена из пластика растительного происхождения, являющегося FSC-сертифицированным материалом. Также Тетра Пак использует в своей многослойной и сложной для переработки упаковке биопластик, чтобы полностью отказаться в конечном итоге от использования материалов из невозобновляемых ресурсов.
Казалось бы, что может быть вечнее в мире строительных материалов, чем кирпич и бетон. Древесина! В мире много примеров деревянных многоэтажных жилых и офисных зданий. Еще несколько лет назад компания «Сегежа» анонсировала строительство деревянных многоэтажек в Москве, но проект не реализован. Причина – косность наших строительных норм и правил.
Вернемся к нашим пресловутым стаканчикам. Дизайн продукта тоже может стать одним из решений глобальной проблемы: компания Frugalcup начала выпускать бумажные стаканчики из вторсырья, которые не покрывают пластиковой пленкой; в бумажную основу вставляют отдельный блок из тонкого водонепроницаемого пластика, и, когда напиток заканчивается, пластиковый блок вынимается из бумажного, и каждая часть отправляется на переработку. Когда мы принимаем во внимание всю цепочку, от добычи сырья и до окончания жизненного цикла продукта, мы можем создавать по-настоящему инновационные решения. При этом и нынешние, даже не самые совершенные технологии вторичной переработки позволяют перерабатывать бумажные стаканчики, в том числе используемые в точках продажи фастфуда. Вопрос только в том, чтобы их сдавали в переработку. А это зависит только от нас с вами.
Когда перейдут на сырье растительного происхождения производители шин, окон, игрушек, пищевой упаковки для муки, круп и других бесчисленных товаров, которые мы потребляем? Давайте задумываться, каждый раз подходя к полкам, за какое будущее нашей планеты мы проголосуем рублем. С уверенностью можно сказать, что почти каждая искусственная новогодняя елка, пластиковый стул, пакет, бутылка и тот самый стаканчик пополнят огромные горы мусора. Они будут лежать столетиями на свалке, загрязняя почву, реки и океаны. Использование же изделий из древесины и целлюлозы, при условии экологически и социально ответственной заготовки ресурсов, дает планете и нам шанс на зеленое будущее.