Без посредников: почему краудлендинг все больше интересен МСБ и инвесторам
Краудлендинг как финансирование малого и среднего бизнеса в виде займов от частных лиц — достаточно молодой сегмент. Он возник в России более восьми лет назад. На тот момент эта модель финансовых сервисов была уже распространена и достаточно успешна в мире, однако в нашей стране не сразу смогла реализовать все свои преимущества и только сейчас начинает завоевывать популярность среди инвесторов и заемщиков.
Краудлендинговые платформы осуществляют отбор и скоринг заявок, предоставляют свою аналитику по конкретным заемщикам и портфелю, собирают средства инвесторов и проводят выплаты, а также возврат средств, работают с просроченной задолженностью, обеспечивают их прямое взаимодействие.
С точки зрения заемщика, несмотря на высокую ставку «на бумаге», предложение таких платформ наиболее соответствует потребностям их бизнеса. Заемщикам зачастую требуются «короткие деньги», а не длинные кредиты, выгодные банкам. Также банк в большинстве случаев захочет получить обеспечение и либо не принимает обеспечение, которое есть у компании, либо требует перевод всей выручки бизнеса к себе. Более того, взаимоотношения с банком могут быть достаточно непредсказуемыми, и после получения и возврата одного кредита банк может не выдать новый вне зависимости от платежной дисциплины и финансового здоровья бизнеса.
Банкам во многом невыгодно работать с малым бизнесом, так как при сравнимых операционных издержках на обслуживание крупного и мелкого заемщика банк всегда отдаст предпочтение крупному. Не все банки имеют возможность эффективно и с небольшими затратами финансировать и обслуживать большое число мелких сделок, сохраняя при этом высокое качество кредитного портфеля.
Поэтому краудлендинговые сервисы за счет технологий, эффективной операционной структуры, прямого доступа к инвесторам и отсутствия жестких нормативных регламентов могут позволить себе более гибкое и оперативное финансирование малого и среднего бизнеса.
С точки зрения инвесторов, краудлендинг также имеет ряд преимуществ перед классическими банковскими продуктами не только в плане более привлекательной доходности, но и содержания. В отличие от депозита, обеспеченного и застрахованного государством до определенной суммы, дальше доходность инвестора/вкладчика обеспечивается абсолютно непрозрачным кредитным портфелем, сформированным банком и самим бизнесом банка. При этом банк всегда заинтересован в максимальном сроке своих депозитов.
В краудлендинге же инвесторы сами могут формировать свой портфель, выбирая заемщиков, регулируя свою доходность и риски в соответствии с их надежностью.
Платформа же заинтересована в большей оборачиваемости средств, так как получает свою комиссию от выданного объема. Поэтому и номинальные ставки в несколько раз выше банковских, так как заемщики готовы платить за удобство и эффективно пользуются деньгами только часть срока кредита, и переплата может быть сравнима с «длинным» банковским кредитованием. Более того, с развитием вторичного рынка долгов механизм краудлендинга получит еще одно преимущество перед депозитом в виде ранней ликвидности.
В 2021 году у краудлендинга хорошие перспективы роста. Учитывая последствия локдауна в прошлом году, банки будут закручивать гайки, ужесточая критерии выдачи кредитов и снижая лимиты. В этой ситуации малый и средний бизнес будет искать альтернативные источники капитала и пойдет в том числе на платформы.
К тому же по мере реализации инициативы ЦБ по регулированию рынка краудфандинга будет расти доверие инвесторов к этому сегменту рынка. В частности, появится больше отчетности по платформам, а значит, и рынок будет более прозрачным. В законе «О краудфандинге» определены статус платформ и требования к ним — например, что неквалифицированные инвесторы могут вкладывать через них не более 600 000 рублей. Полным ходом идет работа над созданием реестра платформ. Он должен был появиться еще в середине 2020 года, однако лицензирование продлено до середины 2021 года. На попадание в реестр уже подали заявки более 10 компаний. К лету 2021-го, когда все заявки должны быть поданы, в нем могут оказаться 20-25 компаний.
Важно отметить, что многие созданные в последнее время платформы фокусируются на каком-то одном направлении. Например, на кредитовании поставщиков для финансирования оборотного капитала либо на займах компаниям под залог недвижимости. Большинство платформ не хотят брать на себя риск контрагента.
Более 60% рынка — это платформы, работающие только с госзакупками. Интерес к ним вполне понятен. Риски для инвесторов в этом сегменте существенно ниже: деятельность в области госзакупок жестко регламентируется федеральными законами. А если возникает какая-либо проблема, то она сразу переходит в публичную плоскость и контролируется Федеральной антимонопольной службой. Единая информационная система госзакупок позволяет в открытом доступе отслеживать исполнение государственных контрактов. К тому же этому рынку пророчат большие перспективы. Ежегодный объем закупок в государственном секторе — более 35 трлн рублей, и этот сегмент стабильно растет ежегодно примерно на 7-10%.
К платформам, которые специализируются на госзакупках, относится, например, Smally. Ее отличия от конкурентов — фокус на 44-ФЗ (только поставки) и малый размер займов (средний размер кредита — около 300 000 рублей). Платформа зарабатывает комиссию только с возвращенных займов, а не с выданных, как бывает у других компаний.
Сейчас многие инвесторы используют платформы как одну из форм диверсификации вложений. Так, на платформе Smally инвесторы в основном держат активы от 100 тыс. до 1 млн рублей. Большинство реинвестируют свои средства и не выводят их оттуда. Доходность, которая предлагается инвесторам на различных платформах, — 17-25% (эффективная доходность за вычетом налогов и частичных дефолтов может оказаться существенно ниже).
Если обратиться к международному опыту, то многие подобные платформы уже стали публичными компаниями на Западе. В России отрасль по большому счету еще только формируется. Учитывая поиск инвесторами новых интересных активов для диверсификации, обеление и перспективы роста рынка, вполне возможно, что через какое-то время в инвестиционном приложении на смартфоне появятся продукты и для массового пользователя — например, ПИФы, сформированные из предложений краудлендинговых платформ.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Краудлендинговые платформы осуществляют отбор и скоринг заявок, предоставляют свою аналитику по конкретным заемщикам и портфелю, собирают средства инвесторов и проводят выплаты, а также возврат средств, работают с просроченной задолженностью, обеспечивают их прямое взаимодействие.
С точки зрения заемщика, несмотря на высокую ставку «на бумаге», предложение таких платформ наиболее соответствует потребностям их бизнеса. Заемщикам зачастую требуются «короткие деньги», а не длинные кредиты, выгодные банкам. Также банк в большинстве случаев захочет получить обеспечение и либо не принимает обеспечение, которое есть у компании, либо требует перевод всей выручки бизнеса к себе. Более того, взаимоотношения с банком могут быть достаточно непредсказуемыми, и после получения и возврата одного кредита банк может не выдать новый вне зависимости от платежной дисциплины и финансового здоровья бизнеса.
Банкам во многом невыгодно работать с малым бизнесом, так как при сравнимых операционных издержках на обслуживание крупного и мелкого заемщика банк всегда отдаст предпочтение крупному. Не все банки имеют возможность эффективно и с небольшими затратами финансировать и обслуживать большое число мелких сделок, сохраняя при этом высокое качество кредитного портфеля.
Поэтому краудлендинговые сервисы за счет технологий, эффективной операционной структуры, прямого доступа к инвесторам и отсутствия жестких нормативных регламентов могут позволить себе более гибкое и оперативное финансирование малого и среднего бизнеса.
С точки зрения инвесторов, краудлендинг также имеет ряд преимуществ перед классическими банковскими продуктами не только в плане более привлекательной доходности, но и содержания. В отличие от депозита, обеспеченного и застрахованного государством до определенной суммы, дальше доходность инвестора/вкладчика обеспечивается абсолютно непрозрачным кредитным портфелем, сформированным банком и самим бизнесом банка. При этом банк всегда заинтересован в максимальном сроке своих депозитов.
В краудлендинге же инвесторы сами могут формировать свой портфель, выбирая заемщиков, регулируя свою доходность и риски в соответствии с их надежностью.
Платформа же заинтересована в большей оборачиваемости средств, так как получает свою комиссию от выданного объема. Поэтому и номинальные ставки в несколько раз выше банковских, так как заемщики готовы платить за удобство и эффективно пользуются деньгами только часть срока кредита, и переплата может быть сравнима с «длинным» банковским кредитованием. Более того, с развитием вторичного рынка долгов механизм краудлендинга получит еще одно преимущество перед депозитом в виде ранней ликвидности.
В 2021 году у краудлендинга хорошие перспективы роста. Учитывая последствия локдауна в прошлом году, банки будут закручивать гайки, ужесточая критерии выдачи кредитов и снижая лимиты. В этой ситуации малый и средний бизнес будет искать альтернативные источники капитала и пойдет в том числе на платформы.
К тому же по мере реализации инициативы ЦБ по регулированию рынка краудфандинга будет расти доверие инвесторов к этому сегменту рынка. В частности, появится больше отчетности по платформам, а значит, и рынок будет более прозрачным. В законе «О краудфандинге» определены статус платформ и требования к ним — например, что неквалифицированные инвесторы могут вкладывать через них не более 600 000 рублей. Полным ходом идет работа над созданием реестра платформ. Он должен был появиться еще в середине 2020 года, однако лицензирование продлено до середины 2021 года. На попадание в реестр уже подали заявки более 10 компаний. К лету 2021-го, когда все заявки должны быть поданы, в нем могут оказаться 20-25 компаний.
Важно отметить, что многие созданные в последнее время платформы фокусируются на каком-то одном направлении. Например, на кредитовании поставщиков для финансирования оборотного капитала либо на займах компаниям под залог недвижимости. Большинство платформ не хотят брать на себя риск контрагента.
Более 60% рынка — это платформы, работающие только с госзакупками. Интерес к ним вполне понятен. Риски для инвесторов в этом сегменте существенно ниже: деятельность в области госзакупок жестко регламентируется федеральными законами. А если возникает какая-либо проблема, то она сразу переходит в публичную плоскость и контролируется Федеральной антимонопольной службой. Единая информационная система госзакупок позволяет в открытом доступе отслеживать исполнение государственных контрактов. К тому же этому рынку пророчат большие перспективы. Ежегодный объем закупок в государственном секторе — более 35 трлн рублей, и этот сегмент стабильно растет ежегодно примерно на 7-10%.
К платформам, которые специализируются на госзакупках, относится, например, Smally. Ее отличия от конкурентов — фокус на 44-ФЗ (только поставки) и малый размер займов (средний размер кредита — около 300 000 рублей). Платформа зарабатывает комиссию только с возвращенных займов, а не с выданных, как бывает у других компаний.
Сейчас многие инвесторы используют платформы как одну из форм диверсификации вложений. Так, на платформе Smally инвесторы в основном держат активы от 100 тыс. до 1 млн рублей. Большинство реинвестируют свои средства и не выводят их оттуда. Доходность, которая предлагается инвесторам на различных платформах, — 17-25% (эффективная доходность за вычетом налогов и частичных дефолтов может оказаться существенно ниже).
Если обратиться к международному опыту, то многие подобные платформы уже стали публичными компаниями на Западе. В России отрасль по большому счету еще только формируется. Учитывая поиск инвесторами новых интересных активов для диверсификации, обеление и перспективы роста рынка, вполне возможно, что через какое-то время в инвестиционном приложении на смартфоне появятся продукты и для массового пользователя — например, ПИФы, сформированные из предложений краудлендинговых платформ.