Forbes Council Даниил Кручинин
3967
0

«Удаленная работа» проблема или решение?

Пандемия подстегнула переход компаний на дистанционную работу сотрудников. Многие корпоративные теоретики в области организации труда и оптимизации бизнес-процессов возрадовались: сейчас переведем сотрудников на удаленную работу и сократим все издержки компании. Многие компании по итогам 2020 года кто работал в удаленном режиме, и работодатели, и сотрудники стали проситься обратно в офис, ждут не дождутся, когда эпидемиологическая обстановка нормализуется. Почему так произошло…

Оказалось, что многие не умеют работать удаленно, причем не умеют обе стороны. Топ-менеджеры не умеют контролировать свои подразделения. В большинстве компаний (если только это не IT) действует принцип руководства «вижу сотрудника– значит, он работает, не вижу – значит, бездельничает». А теперь получается руководители никого не видят – и лишились привычных рычагов контроля, стимулирования и управления командой. Ощущение, что процесс остановился, причем у обеих сторон – и у руководителя, и у подчиненного.

Сбербанк и “Работа.ру” провели опрос, по нему 72% россиян готовы работать фрилансерами. На самом деле, это настоящая проблема - по крайней мере, в IT-индустрии. Мы видим, как за четыре года работы нашей компании требования программистов в этой части сильно изменились: большинство хотят работать из дома. Технологии вроде бы позволяют, но есть много сопутствующих проблем.

Так, труд программистов тяжело оценить, особенно с точки зрения количества потраченных часов на работу. Вполне вероятно, что программист выполнит задачу за 2 часа, а остальное время потратит на сторонние проекты или на личную жизнь. Но зарплату при этом получит за 8 часов. С точки зрения результата разницы вроде бы никакой, но для владельца и топ-менеджмента, который мыслит стратегически, важно, чтобы вся команда занималась одним делом.

Многие компании отдают разработки на аутсорс. Это позволяет сосредоточиться на основной деятельности, но для IT-компании это не выход, поскольку разработки - ее главный ресурс и главное УТП.  К тому же, по нашему опыту, инхаус-команды работают быстрее. Аусторс, который получает гонорар за количество часов, часто специально затягивает окончание работ.

При этом офисные сотрудники обходятся компании дороже, чем удаленные. Для многих это может быть решающим фактором при выборе модели управления командой. Но здесь тоже важно расставить приоритеты. При долгосрочном планировании выгодней держать команду в офисе. Это позволяет не только лучше контролировать все процессы, но и быть именно единой командой. Похоже на лозунг, но так работа действительно ведется эффективней.

Если по каким-то причинам компания все-таки предпочитает (или вынуждена из-за нехватки бюджетов) работать с удаленной командой программистов, то здесь выходом будет максимальная формализация всех процессов, сделать упор на проработку технического задания, требовать ежедневную отчетность, привлечение к работе в связке с программистами проджект- и продакт-менеджеров. Но и здесь важно не забывать, что никакие технологии и формализованные процессы не способны заменить ценность личного человеческого общения.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза