Forbes Council Роман Гаврилов
6705
0

Как проводить онлайн-платежи дешевле и удобнее

Как проводить онлайн-платежи дешевле и удобнее
Все руководители на разных этапах развития своего бизнеса ищут способы оптимизации расходов, потому что сокращение издержек и перенаправление средств либо в инвестиции, либо в сохранение текущего положения компании, если говорить о не самых благоприятных временах, всегда будет актуально.

Уходящий год вновь доказал, что МСБ — наиболее гибкий сегмент экономики: предприниматели в большинстве своем адаптировались к текущим условиям, поменяли свои бизнес-модели, актуализировали услуги и ассортимент вслед за спросом, а также быстро освоили новые технологии, которые позволяют существенно экономить на платежах.

Банки, также оперативно среагировав на изменившиеся потребности клиентов, предлагали бизнесу новые решения, эффективные и удобные инструменты работы. Они, в частности, позволяют снижать расходы предпринимателей при приеме платежей за товары и услуги, учитывая рост популярности безналичных расчетов на фоне коронакризиса. Так, по итогам III квартала 2020 года доля всех безналичных платежей в России составила около 70%, а это рост примерно на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И ПСБ отмечает увеличение оборотов безналичных платежей в эквайринговой сети банка в среднем на 30% каждый год.

Значительная часть безналичных платежей совершается через Систему быстрых платежей (СБП), к которой ПСБ подключился в числе первых российских кредитно-финансовых организаций еще на старте ее работы зимой 2019 года. На первом этапе сервис позволял физическим лицам круглосуточно переводить деньги по номеру мобильного телефона вне зависимости от того, в каком банке открыты счета отправителя и получателя денег, — главное, чтобы эти банки были подключены к Системе быстрых платежей. Со временем сервис эволюционировал, развивал свои возможности, и теперь он доступен и для предпринимателей. Чем он может быть выгоден для малого и среднего бизнеса?

Самое очевидное — владелец бизнеса экономит на эквайринге. Проведение транзакций через привычный всем POS-терминал совершается с участием международных платежных систем и облагается комиссионными сборами, причем в среднем тарифы на эквайринг составляют 2%. При оплате же по QR-коду через СБП тарифы составляют от 0,4 до 0,7% в зависимости от сферы деятельности предпринимателя. То есть получается, что продавцу в три-пять раз выгоднее принять деньги по QR-коду, чем по банковской карте покупателя.

Чтобы взять сервис на вооружение, владельцу торговой точки достаточно подписать договор с ПСБ, в том числе онлайн через дистанционное банковское обслуживание, и определиться с форматом вывода QR-кода для покупателей: на POS-терминале, кассе, предчеке фискального принтера или смартфоне продавца. Покупателю же, в свою очередь, чтобы воспользоваться сервисом оплаты через СБП по QR-коду, необходим смартфон с установленным на нем приложением банка, подключенным к СБП, а это практически все крупные кредитно-финансовые организации страны.

Работает система так: для каждой новой покупки автоматически формируется уникальный QR-код, в котором содержится информация о торгово-сервисном предприятии, наименовании и стоимости покупки. Далее покупатель сканирует динамический QR-код в своем мобильном приложении и подтверждает оплату, а продавец получает подтверждение о зачислении средств в реальном времени и предоставляет покупателю фискальный чек. В течение нескольких секунд с момента оплаты денежные средства поступают на счет продавца.

По оценкам ПСБ, примерно 70% пользователей пользуются смартфонами без функции NFC, позволяющей проводить бесконтактные платежи, поэтому им приходится носить как телефон, так и банковские карты. Однако практически у любого смартфона есть камера и возможность установки приложения «Мобильный банк», которое дает доступ к СПБ. Таким образом, клиент может не иметь при себе карты — достаточно смартфона и установленного на нем мобильного приложения банка, где была выпущена его карта.

ПСБ разработал несколько схем оплаты для разных сегментов розничного бизнеса. Они учитывают особенности бизнес-процессов компаний.

Для микропредприятий, которые работают через онлайн-кассы и POS-терминалы, находящиеся на обслуживании вендора, оптимальным решением стало внедрение QR-кода прямо в банковский POS-терминал. Терминал приобретает новую функцию предоставления QR-кода, а торговая точка получает возможность принимать оплату через СБП.

Для среднего и крупного бизнеса, который имеет кастомизированные кассы и собственное ИТ-подразделение с целью поддержки оборудования, есть более широкие возможности использования QR-кода: например, внедрение кода в POS-терминалы, вывод на предчек и экраны, установленные в прикассовой зоне.

Для компаний, развивающих собственную курьерскую доставку с необходимостью принимать платежи без терминала, было разработано решение по приему оплаты с помощью смартфона продавца — мобильное приложение для курьеров. Каждый курьер регистрируется под своим логином и паролем, выданным ПСБ, скачивает мобильное приложение из App Store или Google Play на свой телефон и авторизуется под своей фамилией. После этого курьер может использовать телефон как платежный терминал по QR-коду. Если покупатель хочет оплатить полученный товар через СБП, курьер вносит в телефон сумму и нажимает кнопку «оплатить». Формируется динамический QR-код, по которому покупатель оплачивает товар. В мобильном приложении курьера появляется подтверждение платежа.

Для онлайн-магазинов с платежным модулем предлагается вариант вывода на платежной странице QR-кода, который покупатель может отсканировать с экрана ноутбука или компьютера, чтобы оплатить товар. Если оплата производится с телефона, ничего сканировать не потребуется: покупателю достаточно нажать кнопку «оплатить СБП», после чего появится ссылка для перехода в режим оплаты.

Система быстрых платежей становится востребованным сервисом оплаты у предпринимателей, причем в самых разных сферах. Это одна из тех возможностей, которые повышают эффективность и удобство бизнеса. СБП уже оценили именно в текущей ситуации, а получать преимущества от ее использования можно будет и в новой реальности.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Council

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о