Forbes Council Даниил Кручинин
7726
0

Сломано всё. Event-индустрия начнет восстанавливаться не раньше осени 2021 года — а мы пока построим новый мир

Власти, чтобы сдержать распространение коронавируса, давно и надолго ввели множественные запреты на проведение различных мероприятий. Насколько это целесообразно и как это на самом деле помогает в борьбе с пандемией, при том что толпы людей ездят в общественном транспорте и сидят в кафе - на этот вопрос пусть отвечают эксперты. В случае с event-индустрией бизнес стал крайним. Выход один: работать, засучив рукава.

Event-индустрия находится на грани катастрофы


В 2016 году я основал компанию Eticket4 — p2p-маркетплейс по продаже билетов на мероприятия. Здесь люди могут без посредников продавать друг другу билеты, весь процесс максимально автоматизирован. Это единственная подобная платформа в России, идею которой я подсмотрел в США, когда ездил туда учиться.

За четыре года проект серьезно вырос. Было несколько раундов инвестиций, мы также вели переговоры об инвестициях с крупными игроками. Платформа постоянно развивалась и продолжает развиваться, городовой оборот в 2019 году достиг 145 млн руб.,число зарегистрированных продавцов составляло уже 3500, а число уникальных пользователей достигало более 200 тыс. в мес. Это растущий, перспективный бизнес — но вы знаете, что произошло потом. С марта 2020 года event-индустрия практически заморожена. 

Если говорить честно, индустрия находится на грани катастрофы. Никто не знает, как и когда начнется поэтапное разрешение на проведение массовых мероприятий. В таких условиях невозможно ничего планировать, индустрия находится в самом плачевном состоянии, какое можно себе только представить. Чтобы провести  концерт, любому организатору нужно как минимум полгода, а в случае с зарубежными звездами, еще больше. Без четкого плана действий со стороны правительства восстановление индустрии невозможно.

Нужно было не вводить ограничения, а следить за соблюдением мер безопасности


Сейчас я уверен, что полноценное восстановление рынка стоит ожидать не раньше осени 2021 года, а полное восстановление, когда рынок вернется к допандемийным показателям, стоит ожидать не раньше 2022 года. И это оптимистический прогноз. Хотя на самом деле за прошедшие месяцы и промоутеры, и площадки адаптировались к новым требованиям и были готовы проводить мероприятия. Я считаю, что зрители сами могут выбрать идти им на концерт или оставаться дома. Как они сами выбирают ехать на метро в час-пик или на такси. Но в индустрии развлечений такого выбора нет. И, к сожалению, бизнес здесь оказался крайним. 

Я уверен, что нужно было не вводить новые ограничения и продлевать старые, а отменить их, - но усилить контроль за выполнением мер безопасности. Остается надеяться, что, когда ограничения будут отменять, это будет сделано грамотно. 

  • Необходим точный план по снятию старых ограничений (не надо списывать на то, что неизвестно, как будут развиваться события) и по крайней мере прозрачные условия для введения новых. Это позволит хоть как-то начать участникам индустрии планировать свою деятельность. 

  • Нужны субсидии и реальные дешевые кредиты для сохранения штата сотрудников, поскольку в течение 2020 года никаких финансовых приходов в компаниях просто нет, при этом законодательно до сих пор невозможно расстаться с сотрудниками без выплат всех выходных пособий. Соответственно, нужно либо право расстаться с сотрудниками в связи с форс-мажором, либо финансово поддерживать работодателя  +/- соразмерно белым зарплатам, которые выплачивались в компании и из которых платились деньги в бюджет. Выплаты должны быть не разовыми, а до отмены режима повышенной готовности. 


Наверно, это оптимальный план, реализацию которого лично я решил не ждать. Я запустил новый бизнес. 

Если в индустрии кризис, все равно развивайтесь и ищите новые возможности.


Как выжить? Прозвучит банально, но просто делайте то, что умеете лучше всего.  Например, я запустил новый бизнес. 

Не ставьте на паузу развитие компании 


Честно говоря, мне ни разу даже в голову не приходило заморозить Eticket4. Да, еще весной мне пришлось часть персонала сократить, часть перевести на удаленку, чтобы поддерживать платформу. Зато команду разработчиков я сокращать не стал, а наоборот, усиливал даже в разгар пандемии. Более того, осенью мы привлекли нового партнера для построения билетной экосистемы и новых технических решений для нашего маркетплейса. В первую очередь мы движемся к диверсификации источников монетизации сервиса. Мы сумели достичь до 50% продаж от прошлогоднего уровня — в текущих условиях это уже кажется неплохим результатом. Компания продолжает развиваться без кредитов, за счет собственных средств. Мы начинаем готовиться к Чемпионату Европы по футболу, который пройдет в следующем году — и высоки шансы, что большинство матчей пройдет именно в России. 

Наконец, я решил, что сейчас самое лучшее время для старта нового бизнеса и вместе с партнером Александром Нуркаевым основал новую компанию Qlab.studio по разработке IT-решений. Почему именно такую компанию? Конечно, пандемия ускорила многие процессы, все больше компаний хотят быстро перейти на IT-рельсы, даже такие, которые всю жизнь работали, что называется, в глубоком офлайне: у них не то что не было IT-платформы, но даже сайт до сих пор из начала 2000-х. Но теперь даже такой бизнес понял, что без интеграции с разными онлайн-сервисами, будь то доставка, отчетность или что-то другое, он просто не сможет работать. Поэтому спрос на разработку IT-решений, надежной инфраструктуры для устойчивости и дальнейшего развития бизнеса будет только расти. 

Критично изучите свою экспертизу. Ищете партнеров, чтобы ее усилить.


Мы сосредоточимся на полном цикле создания мобильных и веб-приложений для бизнеса, от предпроектного этапа (составление технического задания, разработка прототипа), до разработки MVP, тестирования и вывода продукта на рынок. За прошедшие четыре года я сам много раз выступал заказчиком и прекрасно понимаю, что нужно предпринимателю при разработке каких-то IT-решений.. Если бы я встретил в 2016 себя самого из 2020, мне бы это очень помогло.  Правда, я не разработчик, у меня нет навыков программирования и т.п. Поэтому я решил запустить совместный проект вместе с партнером, Александром Нуркаевым, который все эти годы помогал мне в разработке Eticket4. У него более чем десятилетний опыт разработки IT-решений, он основатель облачного провайдера, IT-интегратора, а также у него есть своя компания по аренде серверов в Германии и России. Этот человек чувствует и понимает скелет любого IT-продукта. 

В общем, смысл в том, чтобы внимательно изучить свои навыки и умения. Четыре года назад я мало что знал про IT-продукты, про то, как их создавать, какими они должны быть, как их развивать, что нужно клиентам. Сейчас, когда к нам приходят такие же заказчики, каким я сам был четыре года назад, я могу поделиться с ними своими знаниями.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза