Forbes Council Юлия Соловьева
2968
0

Матрица цифровой зрелости

Матрица цифровой зрелости
Цифровая трансформация — это не только доступ к технологическим решениям, но и перестройка всех ключевых процессов. Близки ли мы к цифровой зрелости?

Несколько лет назад было принято внимательно следить за тем, как развивается доступность технологий — и особенно интернета — для всех жителей страны. Казалось, еще немного, и они станут общедоступными, что приведет к цифровому буму, а он, в свою очередь, станет триггером экономического развития. Как и ожидалось, общедоступность технологий сделала свое дело, но для экономического прыжка этого оказалось мало. По данным исследования AlphaBeta, в изучаемых развивающихся странах, среди которых есть и Россия, в период с 2013 по 2018 годы количество интернет-пользователей выросло на 9,2%, при этом производительность труда увеличилась на незначительные 0,6%, а ВВП на душу населения — лишь на 0,1%. Вывод простой: чтобы приблизиться к цифровой зрелости, необходим не только доступ к технологиям, но и умение эффективно ими пользоваться.

В некоторых областях, например, в секторе государственных цифровых услуг, онлайн-банкинге или индустрии гейминга, Россия уже занимает лидирующие места. Впечатляющие результаты мы наблюдаем и в мобильной экономике в целом. Так, по данным нашего совместного исследования с Высшей школой экономики и РАЭКом, в 2019 году ее вклад в экономику нашей страны составил 1,7 трлн рублей, то есть около 2% всего ВВП. Мобильная экономика уже сейчас обеспечивает значительное число рабочих мест. В ней занято около 470 000 жителей России, и по этому показателю мы занимаем третье место в мире, уступая только США и Японии.

Однако говорить о цифровой зрелости вне отдельных секторов экономики пока рано. Пару лет назад мы вместе с The Boston Consulting Group провели исследование, которое показало, что лишь 2% компаний находятся в стадии цифровой зрелости, то есть применяют полный спектр digital-возможностей, чтобы оказаться полезными для пользователя на любом этапе пути к покупке. Мы также убедились, что digital-трансформация дает безусловное конкурентное преимущество: по данным исследования, она может увеличить доходы компании на 20% и уменьшить расходы на 30%.

Чтобы распространить концепцию цифровой зрелости среди бизнеса, мы с BCG создали специальный инструмент, с помощью которого компании могут самостоятельно оценить степень своей цифровой зрелости по ключевым параметрам. Он называется 5А-подход: аудитория, активы, активация, атрибуция и автоматизация. Этот анализ позволит сначала определить место компании в матрице цифровой зрелости, а затем сформировать правильные и последовательные шаги к ее достижению.

Сейчас мы наблюдаем, как эта концепция применяется бизнесом в нашей стране. Приведу в пример Газпромбанк, с которым мы начали вести совместную работу над внедрением концепции 5А еще в конце прошлого года. Проект реализовывался в абсолютно непредсказуемых условиях: все мы помним весну этого года, когда бизнесу пришлось в сжатые сроки значительно сократить традиционные каналы взаимодействия с клиентами и начать экстренно оптимизировать онлайн-инструменты. Газпромбанку — традиционно корпоративной финансовой организации — необходимо было последовательно внедрять изменения для всех пяти А-направлений. Это и более точное и системное определение аудитории, и настройка сайта и приложения, и формирование персонализированного подхода к клиентам, и автоматизация оценки эффективности. Уже сейчас можно сказать, что результаты заметны. В мае этого года Газпромбанк получал на 33% больше заявок на потребительский кредит, чем в сентябре 2019 года. При этом стоимость привлечения заявки снизилась на 52%.

На мой взгляд, модель «я все знаю» устарела, и пришло время подхода «мы всему научимся». Чтобы удовлетворить растущий запрос на актуальное образование, на формирование нужных цифровых навыков, игроки рынка стремятся создать комфортную и адаптивную обучающую среду.

Интерес к освоению цифровых технологий наблюдается не только у таких гигантов, как Газпромбанк, но и у другого не менее важного сектора — малого и среднего бизнеса. Он сильнее всего пострадал в разгар пандемии, поэтому особенно нуждается в поддержке, в том числе в сфере внедрения достижений цифровизации. Мы внимательно следим за успехом МСП на этом пути и всячески стараемся ему содействовать. Так, например, буквально в конце прошлого месяца мы в российском Google впервые взяли на себя публичное обязательство до конца 2022 года помочь одному миллиону российских пользователей и компаний учиться, развиваться и осваивать новые технологии. И чтобы начать выполнять это обещание, мы представили платформу «Вместе с Google» при поддержке Министерства экономического развития. Она объединяет лучшие инструменты и образовательные программы Google и ее партнеров. Среди предложения для компаний — «БизнесКласс», наша совместная со Сбером обучающая программа для малых и средних предпринимателей, а также тех, кто только планирует начать свое дело. Хотя программа действует с 2016 года, в этом году мы трансформировали наши обучающие активы под изменившиеся нужды предпринимателей. Например, был запущен антикризисный хаб с советами от действующих предпринимателей и рекомендациями экспертов о том, как пережить кризис, проводились регулярные вебинары на антикризисные темы. В результате время, которое пользователи проводили за учебой, заметно увеличилось — в апреле оно выросло в шесть раз.

Отдельно хочу выделить блок по работе с пользователями. Если раньше речь шла скорее об их обеспечении доступом к цифровым технологиям, то сейчас стоит больше внимания уделять активной помощи по обучению навыкам использования цифровых возможностей. Это осуществимо, в частности, благодаря организации учебных центров и краткосрочных образовательных программ. Платформа «Вместе с Google» также включает в себя предложение для физических лиц. Один из компонентов этого предложения — платформа «Google Навыки» с курсами, цель которых — помочь россиянам найти работу или повысить квалификацию. В список программ входят три основных направления.

Первое — это курс «Как найти работу: вакансии, резюме, собеседования», созданный в сотрудничестве с центром «Моя Карьера» и Правительством Москвы. Второе — сертифицированный курс по основам интернет-маркетинга с Ассоциацией развития интерактивной рекламы (IAB) в Европе и Открытым университетом. И еще одно направление — стипендиальная программа с сертификацией Google на платформе Coursera, где люди смогут в ближайшие месяцы начать бесплатно обучаться такой востребованной профессии, как IT-поддержка.
Полноценная реализация полученных знаний возможна в адаптированных к цифровому будущему условиях при слаженной работе всех трех сторон: государства, бизнеса и пользователей. И мне очень хочется верить, что в ближайшие годы количество компаний, достигших цифровой зрелости, увеличится с 2% до двухзначных цифр.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза