Forbes Council Владимир Седов
4367
0

Как повысить уровень образования в регионах? На примере Доброграда

Как повысить уровень образования в регионах? На примере Доброграда
Нужна ли гуманитариям математика? Так ли это страшно, если программист путает «одевать» и «надевать»? Может ли частная школа быть равной школе государственной – по уровню образования?

Много вопросов

Чтобы ответить на них, мы изучили общемировой рейтинг лучших систем обучения. Он основан на результатах Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).  Это тесты, оценивающие не только грамотность, читательские и математические способности,  но и «глобальные компетенции» учащихся, которые порой оказываются важнее, чем профильные знания по тем или иным предметам. Что это за компетенции? Это сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, помогающих «говорить» с людьми другой культурной среды «на одном языке», способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные мировоззрения и точки зрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития и критически мыслить. Овладение такими компетенциями происходит на протяжении всей жизни, однако тестирование показывает, на каком этапе этого процесса находятся учащиеся и насколько эффективно их школы помогают им развивать необходимые знания, навыки и склонности.

Тестирование проводится раз в три года, участие в нем принимают подростки в возрасте 15 лет. Впервые тест был проведен в 2000 году, последний проводился в 2018 году, и Россия среди 79 стран-участниц заняла в нем по всем трем направлениям 30 место, а вот отдельно Москва, среди городов мира – пятое, вновь по всем трем направлениям. Кстати, первые места по всем направлениям занимает Китай.

Пятое – это отлично. Но что же выходит? Московские дети имеют преимущество «по праву рождения»? К сожалению, так. Сильная преподавательская база, активное внедрение инновационных подходов, развитая инфраструктура, междисциплинарный подход – все это уже есть в Москве и пока нет в регионах. Строя Доброград, нам не давала покоя эта мысль. Поэтому мы задумали самостоятельно создать во Владимирской области такие же возможности для детей, какие у них были бы в Москве.

Взвесив все «за» и «против», мы пришли к тому, что первые школа и детский сад в Доброграде будут частные. Это справедливо – у нас уже достаточное число жителей с детьми, которые готовы платить за хорошее образование. Зато на их примере мы задаем уровень будущего образования в регионе: следующая школа и следующий детсад будут муниципальными и финансироваться из трехлетнего бюджета Владимирской области.

Другими словами, образовательная стратегия Доброграда такова: муниципальные школы плотно сотрудничают с частными и в итоге дают образование на порядок лучше, чем давала бы обычная бюджетная школа. Это наше представление о социальной справедливости.

Опыт подобного менеджмента у нас уже есть – несколько лет назад мы построили Первый клинический медицинский центр (ПКМЦ) в Коврове. Сейчас это одно из ведущих медицинских учреждений центрального региона, при этом ПКМЦ принимает пациентов из других регионов по полисам ОМС и ДМС.

Аналог этой модели мы собираемся использовать и в образовательной системе Доброграда. Причем инновационной наша образовательная модель будет сразу на двух уровнях. С одной стороны, мы создадим непрерывную систему, которая будет вести ребенка от детского сада до поступления в институт. С другой, мы улучшим образование в государственной школе, которая также появится в Доброграде.

Теперь про образование

Чтобы быть эффективными, необходимо учитывать физиологию и возраст каждого конкретного ребенка и подбирать обучающие программы, исходя из этих факторов. Только так современным школьникам будет интересно учиться. И это задача нашей школы – школы нового поколения. Частная школа Доброграда будет развивать те самые «глобальные компетенции», таланты и способности, мотивируя каждого ученика через индивидуальные учебные планы, тьюторское и психологическое сопровождение. Кроме того, мы предложим программу дополнительного образования, прогрессивную систему оценок и глубокую интеграцию цифровых инструментов.

В нашей школе ребенок сможет получать углубленные знания в зависимости от своих способностей. Гуманитарные или точные науки, но какое бы направление он ни выбрал, уровень его знаний будет существенно выше, чем уровень классического образования. Так что вопрос «одевать» и «надевать» не встанет даже перед самыми заядлыми математиками.

Все элементы в системе нашей школы будут работать на то, чтобы учителя и ученики осваивали новые форматы индивидуальной работы и обучения в малых группах. Чтобы школьники находились в постоянном творческом потоке, учились проявлять инициативу и самостоятельность, умели рассуждать, замечать межпредметные связи и на основе этого делать свой выбор.

Школа как место силы?

 Строящиеся школа и детский сад «Мир» задуманы как флагманские для всей будущей образовательной инфраструктуры города. Именно в этой школе будет самая высокая концентрация передовых образовательных практик, современных форматов и подходов к обучению, именно здесь обоснуются педагоги, в развитие которых школа будет постоянно инвестировать.

Планируется, что именно школа станет центром притяжения для всех жителей города: здесь разместится центр дополнительного образования для детей и взрослых и коворкинг.

Важно, что школа не будет законсервированной системой. Поделиться знаниями смогут образовательные партнеры: вузы, представители бизнеса, профессионалы–жители города, а доступ к образовательным подходам и инфраструктуре школы будет не только для ее учеников, но и для максимального количества талантливых ребят из государственных школ. И главное, программы обучения не будут статичными – мы планируем сделать их максимально гибкими, чтобы адаптировать к потребностям современных школьников.

Отмечу и такой факт: философия нашей школы – это продолжение философии города. Что это? Экологичность, безопасность, здоровый образ жизни, осознанное отношение к себе и миру, развитие комфортной среды для самореализации каждого жителя города. Эти ценности мы также хотели бы прививать нашим детям.

Другая особенность начальной и средней школы Доброграда в том, что она способна занять ребенка в течение всего дня. День, в свою очередь, будет состоять из трех блоков. Первый – образовательный, второй – дополнительные занятия по интересам – спортивным, творческим, научным, и так далее. Третий блок – выполнение домашних заданий «под ключ», то есть родители будут забирать ребенка, условно, в 18 вечера с уже выученными уроками. Не счастье ли?

Еще одна сильная сторона нашей школы – академическая подготовка к поступлению в лучшие университеты РФ. Это комплексная задача, решить которую мы намерены, включив в программу и систему профориентации, и упомянутые мной выше индивидуальные образовательные траектории, и возможность дать ученикам современные и глубокие академическая знания по целевым предметам.

Теперь о пространстве

Кампус школы спроектирован с учетом передовых международных практик и стандартов и оснащен современным оборудованием для проектно-исследовательской и научной деятельности, творчества и спорта.

Также важно, что даже в государственной школе на 640 мест в каждом классе будет учиться не более 20 детей. В частной школе Доброграда всего смогут учиться 275 учеников.

Кадры

Для того, чтобы поддерживать высокий уровень образования, необходимы люди. И сегодня перед нами стоит задача подобрать соответствующую команду. Как и в случае с медицинским центром, где мы собирали лучших специалистов со всей страны, мы постараемся привлечь Педагогов с большой буквы, предоставив им интересную работу, непрерывное профессиональное развитие и достойные финансовые условия. И тут я намеренно не использую выражение «привлечь лучших педагогов». Я убежден, что педагог не может быть лучшим или худшим: педагог либо есть, либо нет. Либо он любит свой предмет и учеников и умеет заразить детей этой любовью, либо нет. Ведь без любви – ничего доброго не построишь.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза