Forbes Council Инна Фридман
1700
0

Почему маркировка лекарств создаёт препятствия в помощи людям.

В январе 2019 года вступил в силу федеральный закон №487-ФЗ, которым предусмотрена маркировка товаров. Эта дополнительная мера защиты призвана убрать контрафактные изделия с прилавков. Конечно, данная мера в силу ступает постепенно, первыми КИЗы – контрольные идентификационные знаки, коснулись ниши табачного рынка и меховых изделий. Согласно задумке правительства, к 2024 году система «Честный знак» будет распространяться уже на все группы потребительских товаров.

На первый взгляд данная мера кажется действительно необходимой, особенно учитывая количество контрафакта среди алкогольных напитков, косметики и духов, применение которых несёт прямой вред здоровью. Но есть и свои подводные камни – в первую очередь это стоимость внедрения системы. На каждого производителя накладываются обязательства по закупке чипов, оборудования для их наклейки и считывания, на конечного продавца – закупка специальных сканеров, перепрошивка касс, переход на полностью электронный документооборот и другие расходы. Все эти издержки приводят к увеличению стоимости продукта, и, в конце концов, получается, что оплата нововведения ложится на плечи покупателей.

Конечно, система не однозначна, но поговорить хотелось бы о другом. С 1 июля 2020 года стала обязательна маркировка фармацевтических средств, и это привело к дефициту необходимых лекарств.

Нужна ли маркировка?

По информации ассоциации Международных фармацевтических производителей, в 2019 году доля контрафактной продукции в общемировом срезе составляет 6-8%. Согласно исследованию Росдравнадзора, за пять лет – с 2013 по 2017 год доля подделок на отечественном фарм-рынке снизилась почти в три раза, с 48 изъятых серий до 17. А уже 2018 году глава Росдравнадзора Михаил Мурашко сообщил, что доля фальшивых лекарств составляет 0,4%.

Несмотря на низкий процент подделок, проблема окончательно не решена, и без определённого механизма противодействия никуда не исчезнет. С этой точки зрения введение маркировки именно на данную отрасль вполне оправдано.

С другой стороны за почти полгода существования (тестовый период в июне также посчитаем), система показала брешь, которая стала серьёзным поводом для беспокойства. 30 сентября произошёл самый крупный сбой в системе мониторинга, в результате которого были потеряны данные об уже загруженных в базу препаратах. Это привело к парадоксальной ситуации – аптеки полны лекарств, но продать их клиенту они не имеют права.

Стоит сказать, что это не единственный случай, когда «Честный знак» показывает свою техническую несовершенность. В конце октября система маркировки стала проблемой при импорте зарубежных лекарств в Россию, что создало нехватку средств не только в аптеках, но и медицинских учреждениях, в том числе бюджетных. В сроки не были поставлены около 40 млн. упаковок лекарств, а спрос при этом увеличивался – в сентябре объём продаж фармацевтических препаратов вырос на 9,5% по сравнению с августом.

23 октября стало известно, что объединение крупнейших производителей лекарств и аптек написали коллективную жалобу премьер-министру России Михаилу Мишустину, в которой говорилось о неработоспособности системы отслеживания. С их стороны также были предложены 4 шага, которые могут помочь в данной ситуации и позволить избежать коллапса с обеспечением лекарственными средствами:

• Разрешение на движение лекарств по цепи поставок без препятствий в случае сбоев;
• Ввод моратория на штрафы;
• Временное разрешение поставки немаркированных лекарств при отсутствии альтернативы среди маркированных;
• Установление ответственности перед участниками рынка оператора системы — ООО «Оператор ЦРПТ».

В свою очередь, Михаил Мишустин 2 ноября подписал постановление, упрощающее порядок работы с системой мониторинга движения лекарственных препаратов.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы: система мониторинга отрасли действительно нужна, но она должна быть работоспособной. Кроме того важно учитывать и обстановку, в которой мы сегодня живём.

Пандемия не только изменила привычный нам образ жизни, но и косвенно сумела повлиять и на ввод системы маркировки. Мы снова сталкиваемся в сложной ситуации. С одной стороны, условия пандемии оправдывают необходимость тщательного отслеживания подлинности лекарств – на них сейчас повышенный спрос, а значит это «хлебное» время для производителей контрафакта. С другой – создаётся дефицит фармацевтических товаров, а значит потребители, в условиях паники будут искать любую возможность купить необходимый препарат. И вероятнее всего найдут его в интернете, а именно там доля подделок выше всего.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза