Forbes Council Павел Климанов
4274
0

Почему управляющая компания — лучшее решение для предпринимателей, выбравших франшизу

Почему управляющая компания — лучшее решение для предпринимателей, выбравших франшизу
Традиционно открытие бизнеса по франшизе считается выгодным вложением денег. Если вы решили открыть свою франшизу, но при этом не до конца уверены в своем опыте и силах и хотите снизить предпринимательский риск, отличным решением будет работа через управляющую компанию. Павел Климанов, эксперт в области развития франшиз, рассказывает, что это такое и как выбрать подходящую именно вашему бизнесу.

Что такое управляющая компания

Управляющая компания — это организация, которая берет на себя операционное управление бизнес-точкой (магазин / салон / офис продаж) и существенно облегчает жизнь предпринимателя. УК организует все необходимое для бизнеса, поможет решить сложные вопросы, обучит правильной работе, а также возьмет на себя ежедневные рутинные вопросы: заказ товаров, управление персоналом, привлечение клиентов. Например, если вы открываете магазин по франшизе, то управляющая компания закупит оборудование, продукцию, подберет и обучит персонал и снимет с вас даже задачи контроля. Вам останется только получать прибыль.

С помощью управляющих компаний ведут бизнес франчайзи во всем мире. УК помогают открывать рестораны быстрого обслуживания McDonald's и супермаркеты 7-Eleven. В России эта модель менее популярна — эксперты говорят, что подобных проектов не более 10–15% от всего рынка франшиз. Например, «неклассически» ведут бизнес франшизы «Пив & Ко» и рестораны Ginza Project.

Нужно понимать, что управляющая компания — это не отдел сопровождения франшизы. УК полностью берет на себя управление филиалом и в итоге несет ответственность за результат. Если вы передаете дела управляющей компании, вы сами не участвуете в управлении бизнесом — только получаете прибыль.

Ярким примером управляющей компании является так называемый обратный франчайзинг, который в России впервые был запущен X5 Retail Group. При этом реальное влияние директора магазина, открытого по такой модели, сводится к минимуму, а все ключевые задачи — от товарного и ассортиментного наполнения до найма сотрудников — берет на себя УК. В итоге выручка в точках, работающих по обратной франшизе, значительно выше, а вероятность ошибок руководства практически исключена.

Зачем нужна управляющая компания

Управляющая компания нужна тем предпринимателям, которые хотят открыть франшизу, но при этом не готовы уделять время операционному управлению. Еще один повод обратиться в УК — если у вас нет опыта в бизнесе и отсутствует желание его получать. То есть, например, вы хотели бы открыть кофейню по франшизе, но во всем этом бизнесе вас больше интересует качество кофе, который вы будете подавать посетителям, а все сложности с открытием точки и ведением бизнеса вы бы хотели кому-то передать. Этим кем-то и будет управляющая компания.

Отдельный вид покупателя франшизы с последующей передачей в УК — это инвесторы. У них есть свободные финансы, которые они хотят выгодно вложить, но при этом нет желания тратить время и силы на управление франчайзинговым предприятием. Надо сказать, что на рынке возможна покупка франшизы с услугами управляющей компании с доходностью свыше 35% годовых.

Плюс тут в том, что, как правило, в управляющей компании работают настоящие профессионалы, которые добиваются лучшего результата. У них большой опыт открытия франшиз, а значит, и прибыль будет почти гарантирована. А франчайзи сможет сконцентрироваться на общении с клиентами или вовсе не участвовать в жизни предприятия. К тому же управляющая компания напрямую заинтересована в успехе вашей франшизы, ведь она работает за процент от чистой прибыли.

В целом можно сказать, что это самый надежный способ управления франшизой. Особенно если вы придерживаетесь мнения, что предпринимательство должно приносить деньги, а не тратить ваше время.

А есть ли минусы такого управления?

Пока кажется, что отдать франшизу под управление — идеальный вариант. Не нужен опыт предпринимателя и наличие у него свободного времени, бизнес в любом случае будет работать. К тому же он будет приносить высокий доход, ведь УК в этом напрямую заинтересована. Управление будет осуществляться профессионально, а риски при этом минимальны.

В чем же подвох? На самом деле его нет, однако стоит упомянуть и о некоторых минусах такой модели управления франшизой.

Во-первых, работа управляющей компании оплачивается. Часто в договоре прописывается процент от чистой прибыли, а значит, ваш потенциальный доход будет ниже. С другой стороны, управляющая компания будет делать все возможное, чтобы эта чистая прибыль была как можно выше.

Во-вторых, часто работа управляющей компании ограничена территориально, и если в вашем городе нет офиса или филиала УК, взять франшизу под управление она, скорее всего, не сможет. Для столицы и городов-миллионников этой проблемы не существует, но если вы планируете открыть бизнес в регионе, это может быть препятствием.

И в-третьих, работу управляющей компании все же нужно контролировать. Речь, конечно, идет не о том, чтобы перепроверять, как она ведет бизнес, — так вы сразу лишитесь всех плюсов подобной модели. Но нужно внимательно следить, чтобы интересы собственной сети не шли вразрез с интересами УК, которая занимается управлением точками на той же территории.

И еще один минус может быть в доходности: модель отлично работает в бизнесе с высокой рентабельностью продаж, но если у вас бизнес в низкорентабельном сегменте, велика вероятность, что после уплаты процента УК ваш собственный доход будет очень невысоким. Иными словами, если вы открываете маленькую кофейню, логичнее все же заниматься операционкой самостоятельно.

Какой управляющей компании можно доверить управление

Управляющей компанией может быть как сам франчайзер, так и сторонняя компания. И если с поддержкой франчайзера все более-менее понятно — в договоре франшизы должны быть подробно расписаны его функции и обязанности по поддержке, — то с поиском подходящей сторонней компании могут возникнуть сложности.

По моему опыту, УК однозначно можно доверять, если соблюдены три условия:

  • У управляющей компании уже есть своя сеть точек, причем достаточно большая (не 1–2 кофейни или магазина). Это значит, что УК умеет открывать бизнес и решать различные ситуации, возникающие во время работы.

  • У точек сети реальный высокий доход. Значит, УК умеет зарабатывать деньги.

  • Бизнес-модель УК понятна и прозрачна.


При выборе УК задайте вопрос, что будет, если ваша точка не выйдет на плановую прибыль. В ответ вы должны получить подробный набор конкретных действий: релокация, смена персонала, маркетинговые мероприятия, инструменты для контроля. Если же вам отвечают размытое «Будем разбираться именно в вашем случае», стоит поискать другого управляющего.

Также важно узнать о негативном опыте УК. Поверьте, он есть в любом успешном бизнесе. И если управляющий рассказывает вам, что прежде все их точки показывали отличные и великолепные результаты, это тоже повод насторожиться. Возможно, ваша франшиза станет первым провалом, и при этом у УК не будет опыта работы в кризис. А значит, выплывать вам придется самостоятельно.

https://franchise-pivko.ru/
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Council

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о