Forbes Council Мария Маевская
6482
0

Как COVID меняет бизнес международных компаний в России

Как COVID меняет бизнес международных компаний в России
Текущий кризис уникален тем, что связан не с экономическими циклами, а с форс-мажором, накрывшим весь мир. Нет ни одного рынка, который бы остался в стороне и не почувствовал влияния коронавируса. Если экономический кризис можно спрогнозировать, то пандемию, с которой придется бороться всему миру, спрогнозировать невозможно. 

До сих пор мы не встречали кризисов, которые бы так кардинально меняли поведение, запросы международных компаний, ведущих бизнес в России. Иностранцы — народ дальновидный. Они первыми начали составлять разные виды сценариев, проводить фундаментальный анализ: как изменятся финансовые показатели, будет ли вторая волна вируса и как она повлияет на бизнес. Во многом это и повлияло на те изменения в работе, которые проводят российские «дочки» международных компаний. В чем суть таких изменений?

Отношения с «мамой»

До сих пор международные компании рассматривали банк как место хранения ликвидности. В финансировании они особо не нуждались, так как имели доступ к внутригрупповому финансированию. COVID-19 ситуацию изменил. Поддержка «мамы» в любом случае остается, так как у нее доступ к глобальному рынку. Но по мере нарастания кризиса крупные международные группы все больше пытались мобилизовать собственные ресурсы, поэтому штаб-квартиры рекомендовали российским «дочкам» самостоятельно принимать решения и искать финансирование, ориентируясь на текущую ситуацию. 

Впервые за много лет мы увидели значительный рост таких запросов. Они стали поступать даже от компаний, с которыми мы ранее не работали. В результате рост кредитного портфеля в сегменте международных компаний в марте-августе у нас составил более 50% в годовом выражении. 

Многие наши клиенты являются участниками сложных цепочек поставок, где проблемы у одного из звеньев цепи ведут к необходимости для других участников прибегать к более сложным инструментам, чтобы компенсировать финансовые риски и избежать задержек в расчетах. С одной стороны, российские компании опасались, что заказанный у иностранных «дочек» импортированный груз не сможет быть доставлен, с другой — сами «дочки» ожидали, что российские компании не смогут заплатить из-за карантина. Поэтому с начала пандемии мы фиксировали повышенный спрос на традиционные инструменты торгового финансирования (аккредитивы и гарантии), а также мы видим интерес к таким относительно новым инструментам повышения надежности, как залоговые счета, счета эскроу. 

Цифровизация и новый бизнес 

Иностранные компании всегда ценили личный контакт и отдавали предпочтение более традиционному для них стилю коммуникации и ведения бизнеса — в офлайн-режиме. Пандемия привнесла изменения и помогла некоторым клиентам осознать и морально принять тот факт, что некоторые подразделения могут успешно и эффективно работать из дома. Так, один клиент планировал искать новый офис, чтобы уместить всех сотрудников. Теперь же руководство компании решило, что некоторые отделы продолжат работать из дома, что позволит остаться в любимом офисе и не увеличивать арендные расходы. 

В момент введения карантина произошло резкое падение платежей в торговых точках, но возник большой интерес к онлайн-формату. У тех международных компаний, кто традиционно ориентировался на продажу товаров (и оплату) в физических магазинах, количество онлайн-оплат выросло примерно в пять раз. Кому-то, кто уже был представлен в интернете, пришлось изменить привычную модель работы. Например, компания развивала свою онлайн-площадку только силами вендора. Сценарий работы с конечным потребителем ввиду сложных внутренних интеграций был достаточно запутанный, с предзаказом и email-подтверждением, ведущим в отдельный личный кабинет. В период самоизоляции от вендора пришлось отказаться в пользу подключения онлайн-эквайринга, сократив путь к оплате на несколько дней. 

Международные компании довольно гибкие и быстро переформатировали бизнес. Один из клиентов, который занимается производством косметики, стал делать санитайзеры для поддержания продаж. Другой клиент — онлайн-ретейлер — запустил собственный сервис доставки, который впоследствии стал востребован для других компаний из отрасли непродуктового ретейла. Так сервис, который задумывался для более удобной логистики, принес плоды в разгар кризиса. 

Поддержка сотрудников и партнеров 

Международные компании благодаря долгой истории и разной географии имеют богатый опыт прохождения кризисов. В этом есть большой плюс, так как компания может адаптировать предыдущий опыт, даже в другой стране, под новый сценарий. В целом у иностранцев другой алгоритм поведения. Для них нехарактерен ход мыслей в разрезе «все пропало». Они знают, что кризис не вечен, а экономика циклична и рано или поздно начнет расти. Поэтому для многих международных компаний важнее сохранить штат, чем сократить расходы на персонал. И такая кадровая политика распространяется на все рынки, в которых работает компания. К тому же во многих странах были приняты государственные меры, которые как раз направлены на поддержание количества рабочих мест. 

При этом международные компании поддерживают не только своих сотрудников, но и клиентов, и партнеров. Они смотрят на всю цепочку бизнеса и изобретают выгодные решения для всех сторон. Они понимают, что если не поддержать поставщика сегодня, то завтра его может и не быть. Поэтому сейчас мы видим, что международные компании на российском рынке увеличивают отсрочки платежа, отодвигают сроки исполнения контрактов. Иногда компания даже готова выступить поручителем по кредиту для своего партнера. 

Не зря говорят, что кризис — это время возможностей. И мне кажется, что международные компании — пример того, как креативное мышление, глобальный взгляд на мир и гибкость позволяют по-новому взглянуть на бизнес. Вернемся ли мы в прежний мир? Очевидно, что большинство атрибутов новой реальности с нами навсегда. Какая-то часть бизнес-процессов, возможно, вернется в офлайн. Но большинство изменений, начиная от удаленного режима работы и заканчивая подписанием сделок в цифровом формате, станут нормой. 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Council

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о