Forbes Council Евгений Никитин
3448
0

РУСАЛ: корпоративные образовательные программы

Современная система образования начинает меняться под потребности бизнеса. Однако реальный сектор экономики продолжает испытывать нехватку квалифицированных кадров, которые могли бы сразу приступить к работе по профессии после окончания учебных заведений, а также тех,  кто самостоятельно развивается и повышает свои компетенции. О том, как на предприятиях осуществляется подготовка специалистов, как компания работает с молодежью и почему учебные классы становятся виртуальными читайте в статье Натальи Альбрехт, заместителя генерального директора РУСАЛа по управлению персоналом.

 

Как алюминиевая промышленность выстраивает систему образования

Сегодня несмотря на все старания учебных заведений идти в ногу со временем, соответствовать запросам реального сектора экономики, система образования все еще довольно ригидна для того, чтобы на 100% закрывать потребности крупных производственных компаний. Образовательные программы порой не меняются годами, а технологии устаревают еще до момента их полного внедрения, заменяются новыми, требующего совершенно другого подхода.

Именно этим и объясняется внимание крупного бизнеса к развитию внутрикорпоративного обучения. Уходит в прошлое многомодульная длительная система обучения, ей на смену уже пришел смешанный формат получения образования без отрыва от производства. Все это стимулирует корпорации к организации собственного Учебного центра, Корпоративного университета, системы управления знаниями. И мы, конечно, это тоже понимаем. Учитывая размеры РУСАЛа - около 60 тыс. сотрудников - у нас каждый день кто-то чему-то учится: в дистанционном или смешанном формате, самостоятельно или с наставником, в классе или на рабочем месте. Конечно, у нас есть как "классические" программы развития сотрудников - кадровый резерв, профессиональное обучение, так и специфичные - ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), "Бизнес-система", "Система менеджмента качества". На предприятиях проходит подготовка сотрудников по востребованным специальностям.

Подобные программы не только способствуют повышению уровня знаний и компетентности специалистов, но и дают людям стимул развиваться в рамках компании, продвигаться по карьерной лестнице. Многие сегодняшние директора начинали с рядовых позиций. Показательный пример: 14 нынешних управляющих и генеральных директоров заводов компании - выпускники программы "БС-250" ("Бизнес-система"). А студенты, приходя к нам на практику и стажировку, остаются и успешно строят свою карьеру. Например, Дмитрий Василенко, будучи студентом, проходил стажировку на Волгоградском алюминиевом заводе. После вуза устроился на завод аппаратчиком в производстве металлических порошков, учился в магистратуре. Параллельно Дмитрий проходил корпоративные курсы и тренинги разного формата. Сегодня он принимает участие в экспериментах по отработке технологии мокрого размола и запуску в опытное производство новой для предприятия продукции. Или Елизавета Пастухова. После окончания СибГУ им. М.Ф.Решетнева пришла в компанию по программе "Новое поколение" стажером в отдел снабжения. Активно принимала участие в корпоративных образовательных программах. Сегодня работает специалистом в коммерческом департаменте Красноярского алюминиевого завода.

Наблюдается интересная тенденция. Вначале случился вынужденный уход из "учебного класса" в экран мобильного телефона или ноутбука, но с учетом всех плюсов и минусов такого обучения в обозримом будущем, особенно с учетом эпидемиологической ситуации, значительный блок обучения может на постоянной основе перейти в онлайн. Наши первые шаги по цифровизации привычных инструментов и каналов коммуникации были сделаны довольно давно. РУСАЛ развивает программу "Виртуальный университет" - систему дистанционного обучения. Сейчас компания уже готовится к следующему этапу, ведь дистанционные курсы и вебинары сегодня стали нормой. Будут внедряться VR-технологии, виртуальные тренажеры.

В скором времени все эти технологии, новые программы обучения мы начнем применять и при работе с молодежью, так как понимаем, что профориентация начинается даже не в момент поступления в техникум или институт, а гораздо раньше. А интерес к металлургии и к точным наукам достаточно высок, о чем говорят следующие факты.

Ежегодно в корпоративных профориентационных мероприятиях в городах присутствия РУСАЛа участвуют более 6000 школьников. Программа включает в себя экскурсии на производственные площадки, различные тематические квесты. Кроме общекорпоративной программы профориентации школьников, РУСАЛ запустил ряд проектов, основной целью которых является повышение интереса к металлургическим профессиям и подготовке будущих металлургов: всероссийский конкурс научно-исследовательских работ школьников 5-11 классов "13 элемент. Alхимия будущего", "РУСАЛ ФестивАL #Наука". Эти форматы пользуются неизменным интересом.

С 2018 года мы создали РУСАЛ классы с целью повышения качества подготовки абитуриентов инженерных направлений подготовки, была разработана программа по подготовке школьников 11 классов к поступлению в профильные вузы компании на востребованные специальности и направления подготовки. Обучение учеников проходит как по профильным базовым дисциплинам (математика, физика, химия), так и специализированным курсам, разрабатываемыми индивидуально специалистами РУСАЛа.

Взаимодействие с образовательными учреждениями построено по территориальному признаку. Так, Новокузнецкий алюминиевый завод для подготовки целевых студентов сотрудничает с Сибирский государственный индустриальный университет (СибГИУ), Братский и Иркутский - с Иркутским национальным исследовательским техническим университетом (ИРНИТУ), Саяногорский, Красноярский, Богучанский - с Сибирским федеральным университетом (СФУ). При этом, чтобы получить высококачественное высшее образование, необязательно жить в крупных городах. Компания активно открывает базовые кафедры СФУ, Уральский государственный горный университет (УГГУ), ИрНИТУ в Ачинске, Братске, Шелехове. Для организации учебного процесса и приема экзаменов в города приезжают преподаватели из указанных вузов.

Для всех студентов предусмотрена повышенная стипендия, возможность пройти оплачиваемую производственную практику на предприятиях, во время которой они осваивают рабочие профессии. Такое взаимодействие дает возможность отобрать лучших студентов для будущей работы на предприятии.

Это наши примеры образовательных программ, было бы здорово, если бы своими идеями и перечнем программ на страницах прессы для обмена опытом и лучшими практиками делились и другие крупные компании.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза