Forbes Council Александр Альхов
5189
0

Исследование показало, какие Российские ВУЗы оказались лучше всего готовы к переходу на дистанционное обучение

Исследование показало, какие Российские ВУЗы оказались лучше всего готовы к переходу на дистанционное обучение
Вопрос доступности онлайн-образования и перевода обучения в дистанционный формат никогда не стоял так остро перед университетами, как в 2020 году. Сегодня онлайн-курсы — это не просто возможность для студентов конкретного университета заниматься дистанционно или изучать пропущенный материал, но в том числе инструмент, с помощью которого университет позиционирует себя на рынке образования.

Компания CourseBurg провела исследование «Онлайн-образование 2020: какие российские вузы оказались готовы к дистанционному формату обучения», в котором проанализировал 710 онлайн-курсов, опубликованных от лица 19 российских вузов. Данные были взяты на момент проведения исследования из официального отчета Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на основе опубликованных курсов с сайта Современная цифровая образовательная среда (СЦОС).

Что это нам дало? Исследование показало активность вузов и их готовность к переходу на дистанционное обучение в российской высшей школе и применению онлайн-программ во всех вузах. Стоит отметить, что для внесения в образовательные программы вузов и их применения курсы должны быть в числе списка СЦОС. Только тогда их можно использовать в образовательном процессе и распределять баллы за прохождение курсов.

Следует, однако, учитывать, что для внесения курсов в список СЦОС не производится проверка факта наличия и оценки содержания курса, а также степени их готовности. Сейчас попадание в список носит заявительный характер. И некоторые ВУЗы злоупотребляют приписками в борьбе за заметные места в списке.

Они подают в СЦОС название курса, который еще не готов. Это является заявлением о намерениях, и курс, возможно, даже не будет запущен в указанные сроки. Это противоречит самой идее составления списка курсов, которые другие вузы могут вставлять в свои учебные программы. Но мы надеемся, что это — болезни роста, которые скоро из количественно-соревновательных показателей перейдут в качественные на основе обратной связи от студентов тех вузов, которые используют эти онлайн курсы в своих программах.

Абсолютным лидером в публикации своих онлайн-курсов стал НИУ ВШЭ, который опубликовал 18% от всех онлайн-курсов, СПбГУ с 16% занял второе место. Третью, четвёртую и пятую позиции заняли соответственно Политех (14%), ТГУ (12%) и Университет ИТМО (8%).

В более раннем исследовании, проведенном в 2017 году, ВШЭ также производил почти каждый пятый онлайн-курс среди всех вузов в нашей стране, а среди технических вузов сохраняют свое первенство Петербургские Политех и ИТМО.

Бросается в глаза резкий количественный взлет курсов за авторством СПбГУ. Многие годы под брендом СПбГУ выходили единичные курсы, созданные частными лицами и компаниями на добровольных началах и за свой счет. Всего три года назад, в 2017 году, таким образом вышел всего один курс под маркой СПбГУ, который, по информации наших источников, был сделан на частные деньги.



Большинство вузов, которые опубликовали открытые онлайн-курсы, расположены в Москве (47%) и Санкт-Петербурге (22%). Помимо этого в списке СЦОС присутствуют вузы из Тюмени, Екатеринбурга, Самары, Томска и Йошкар-Олы. Из областных университетов вперед вырвался Томский государственный университет, который занял 4 позицию по количеству опубликованных курсов.

НИУ ВШЭ лидирует в гуманитарном направлении по количеству онлайн-курсов и опубликовал 80 курсов, в то время как СПбГУ остался на втором месте с 77 курсами. В физико-математическом направлении больше всего курсов было представлено Политехом (42 курса), при этом НИУ ВШЭ и здесь постарался не отставать, опубликовав 36 курсов. Помимо этого, НИУ ВШЭ является лидеров и в художественном направлении и предоставил в открытый доступ 11 курсов.

Химико-биологическое направление возглавил МГУ и разместил 20 курсов. Курсы по физкультуре и БЖД представлены от лица Политеха, МИСиС и УрФУ — по 2 курса каждый.



Самыми распространенными категориями онлайн-курсов стали материалы, связанные с физикой (10%) и менеджментом (10%). Несмотря на преобладание технических категорий в списке, при рассмотрении направлений курсов, было выявлено, что большинство из них относилось к гуманитарному направлению — 333 курса (47%). Физико-математическое направление было представлено 237 курсами (33%).

Всего университетами было использовано одиннадцать MOOC-платформ для публикации своих онлайн-курсов. Самой популярной платформой для публикации курсов стала Национальная платформа открытого образования (НПОО) и на ней опубликовано 68% всех курсов. Помимо этого, самыми востребованными платформами для размещения материалов оказались: Coursera — 20% курсов, Открытая онлайн-академия — 4% курсов, СДО СПбПУ (Moodle) — 2% курсов и edX — 1% курсов.

Только пять вузов опубликовали свои онлайн-курсы на зарубежной платформе Coursera. Больше всего курсов было вновь представлено от лица НИУ ВШЭ — 35% от общего числа курсов. Чуть меньше было размещено от лица СПбГУ — 32%.



В период установившейся эпидемиологической ситуации, крупные университеты были вынуждены перевести учебу в дистанционный формат. В это время вузы сумели быстро сориентироваться и запустить множество курсов.

Однако стоит отметить, что активное участие приняли лишь 19 учебных заведений по стране и основная масса университетов находится в Москве и Санкт-Петербурге. Многие университеты оказались не готовы к масштабному переходу на дистанционный формат и ограничились переводом в онлайн закрытых студенческих лекций на своих закрытых площадках. В связи с этим также некоторые направления обучения, включая, например, химию, литературу, и машинное обучение, оказались недостаточно представлены на рынке онлайн-образования.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза