Forbes Council Даниил Кручинин
4651
0

Территория трендсеттеров

Трендсеттер - это человек, который умеет предугадывать и находить новые ниши на рынке, придумывать и привносить нечто новое. Инноватор и созидатель, раньше других воспринимающий новые идеи и тренды, он первым внедряет новые технологии и продукты в массовое использование.

Маркетплейсов и экосистем становится все больше. Для обычного пользователя удобство и комфорт выводятся на новый уровень. А перед IT-компаниями открываются абсолютно новые возможности, о которых еще недавно нельзя было мечтать. 

Прекрасный мир экосистем будущего


Представьте, что вы сервис такси. Вашим клиентам могут также понадобиться услуги курьерской доставки, или консьерж-служба, чтобы отвезти детей в школу или спортивный кружок. Или пока вы везете клиента из одного конца города в другой, ему может понадобиться доставка еды,  чтобы не готовить ужин после работы. Да, сейчас он может воспользоваться Delivery Club или Яндекс.Едой. Но что, если дать ему возможность сэкономить время и деньги, предложив заехать за едой в ресторан по дороге домой - сделать заказ в одном приложении, которое, проанализировав маршрут, предложит наиболее удобные рестораны для заказа еды. Это может быть необязательно ресторан. Почему бы не купить, пока едешь в такси, продукты в “Азбуке Вкуса” или во “ВкусВилле”, за которыми остается только заехать и забрать - уже упакованные и оплаченные. А поездка в кино или театр может сопровождаться аудио- и видеоматериалами о спектакле или фильме, интересными обзорами и статьями критиков - и все это не нужно искать где-то в интернете, все уже подобрано и собрано для пользователя в одном приложении. Когда-то это было приложение по вызову такси, но теперь это нечто большее.

Финтех как национальная идея России


Да, пока это фантазия, но примерно в эту сторону двигаются банки по всему миру с одной стороны, а с другой (условно противоположной) - Google и Apple. В России это, в первую очередь, “Тинькофф” и Сбербанк - и, конечно, “Яндекс”. Банки имеют дело с огромным количеством транзакций, когда люди оплачивают различные товары и услуги. Почему бы не предложить покупать те же товары и услуги на своей платформе? И хотя идея экосистемы появилась примерно 30 лет назад, именно сегодня технологии позволяют ее воплотить. Даже современное банковское законодательство создается, исходя из необходимости существования экосистем: два года назад в ЕС выпустили директиву о едином платежном пространстве. Она позволяет сторонним разработчикам подключаться к банковской инфраструктуре через открытые API: так пользователи получают услуги от разнообразных поставщиков, а не только от своего банка. Российское законодательство старается не отставать.

Лучшие примеры на любом рынке, но особенно в финтехе, сегодня говорят нам о том, что все, что сегодня создается - создается для комфорта людей. Это кажется трюизмом, но еще недавно это было не так. Да и до сих пор есть интерфейсы, которые явно создавались для удобства самих разработчиков и компаний, а не для конечного пользователя. Современный IT-мир и особенно финтех - другой. И особенно в России. Мы можем по-настоящему гордиться российским финтехом, который серьезно опережает мировые примеры. Зайдите в интернет-банк любого американского банка и сравните с приложениями “Тинькофф” и “Альфа-банк” - это небо и земля. 

У Яндекса пока экосистема на уровне идеи, но нет единой платформы


Яндекс, равно как и Google и Apple, вынужденно пошел по-другому пути: не являясь финансовой организацией, компания создает или покупает сервисы в различных областях, которые когда-то казались не самыми очевидными, а сейчас - вполне естественными (Яндекс.Лавка, Яндекс.Драйв, Яндекс.Еда, еще раньше - Яндекс.Маркет). Однако пока Яндекс больше напоминает не единую экосистему, а зонтичный бренд, объединяющий под собой несколько направлений. Для того, чтобы стать полноценной экосистемой, Яндексу нужна финансовая платформа, которая объединяла бы все направления. У Apple есть его iPhone и ApplePay, у Google - Android и GooglePay. Вряд ли российская компания сможет занять эту нишу. Да, в портфеле компании есть Яндекс.Деньги, а также Яндексфон,но его скорее нужно рассматривать как маркетинговый ход, а не полноценную попытку выпустить свой девайс и занять долю рынка. Правда, Яндекс вполне успешно занял нишу голосовых помощников, за которыми, очевидно, будущее. А стремительно развивающийся финтех позволяет надеяться, что компания в скором будущем решит проблему объединения всех своих направлений в единой экосистеме. Или объединится с каким-нибудь банком (на память, конечно, тут же приходят разговоры о подобном объединении со Сбербанком). 

А что там у простых смертных? Ваше любимое кафе - тоже IT-компания


В лучших примерах пользователь, b2c или b2b, получает в одном окне за максимально короткое время максимально нужный продукт - насколько это возможно. Оптимизация процессов выведена на принципиально иной уровень - и это при том, что мы пока являемся свидетелями только зарождающихся трендов. И любая IT-компания, независимо от размера, может в этом тренде поучаствовать. Как это сделать?

Тут нужно разобраться, что такое IT-компания. Многие думают, что это продукт и команда. Все это  важно, но не самое главное. Главное - это выстроенная в компании IT-система, которая работает по вполне определенному алгоритму. Зайдите в любое кафе, в “Додо Пиццу” или во “ВкусВилл” - компании с выстроенной IT-системой. Мы не привыкли на них смотреть, как на IT-компании, а зря. 

Если у вас есть выстроенная IT-система, то остальные элементы взаимозаменяемы. И мир идет к тому, что с развитием IT-систем взаимозаменяемость элементов только возрастает. Она позволяет оптимизировать бизнес-процессы с помощью технологий, сводя участие человека к минимуму. Мы с самого старта выбрали такой подход стратегией нашей компании, все процессы стараясь выстроить вокруг технологий. Уже сейчас купить билеты можно автоматически, без звонка менеджеру, без общения с продавцом. Но и мы еще в начале пути. 

Никто не ждет от малого или среднего бизнеса создания собственной крупной экосистемы - это слишком трудозатратно и дорого. Задача любой IT-компании - научиться создавать такой продукт, который можно внедрить в любую экосистему. Если вы занимаетесь очисткой крыш от снега, вы можете создать IT-систему, которая в один клик позволит настроить и автоматизировать процессы таким образом, что люди в ней будут лишь одним из последовательных шагов, участниками схемы действий, приводящих к желаемому результату. Независимо от таланта и личных качеств человека, IT-система позволит минимизировать человеческий фактор. 

Но вы все равно создавайте собственную экосистему


От такого подхода должны строиться и долгосрочные планы. Какой должна быть моя компания, какие услуги, какое качество услуг она должна предоставлять, чтобы в будущем стать частью большой экосистемы? При этом необязательно она станет этой частью, и необязательно компания должна будет объединиться с более крупными игроками. Но постановка именно таких целей и задач перед собой и их выполнение позволит компании постоянно выходить на новый уровень. Классика жанра: "относись к своему бизнесу каждый день, как к"

Постоянно улучшая сервис, используя новые технологии, развивая компетенции в своей нише, вы становитесь действительно уникальной компанией - и можете предложить партнерство более крупным компаниям, в том числе тем, которые создают собственную экосистему. Или заменить “динозавров”, которые существуют на любом рынке.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза