Forbes Council Ярослав Глазунов
815
0

Одинокое одиночество одиночек. Почему СЕО так одиноко (включая пост-ковид время)?


Гуэрчино (Джованни Франческо Барбьери) Atlas holding up the celestial globe


Одиночество – это пытка. Можно по-разному относиться к недавно ушедшему от нас американскому сенатору Джону Маккейну, но в память врезался его комментарий о пяти с половиной годах в военных тюрьмах Вьетнама, из которых два года Маккейн провел в одиночной камере. Он вспоминал об этом так: «одиночные камеры подавляют дух и ослабляют способность к сопротивлению сильнее, чем любая другая форма жестокости… Отчаяние охватывает незамедлительно. Отчаяние — главный враг».

Почему же именно первые лица, стоящие во главе компаний, рискуют больше других быть подверженными отчаянию от одиночества?

Как и в любой профессии, у СЕО есть свои серьезные «профессиональные заболевания». И самое тяжкое из них – одиночество. Конечно, это болезнь не только поражает лидеров, она присуща всему обществу. В США, согласно недавним исследованиям, более 40% взрослых американцев откровенно страдают, ощущая себя изолированными от общества.

Исследователи пришли к неутешительному выводу: «интенсивность работы генерального директора в сочетании с нехваткой коллег, которым они могли бы довериться, создает чрезвычайно опасное чувство изоляции среди руководителей высшего звена». Подробный опрос той половины генеральных директоров, которые сообщили, что испытывают на службе навязчивое чувство одиночества, показал, что 61% этой группы считает, что именно изоляция может послужить причиной неудачи в их работе. Особенно страдают начинающие руководители компаний. В их среде процент тех, кто уверен, что «изоляция наверху» способна негативно повлиять на способность выполнять свою работу ещё выше – 70%.

Легендарный СЕО GE Джек Уэлч вспоминал: «Когда я возглавил один из пяти секторов компании, став одновременно одним из пяти преемников СЕО, я уже не мог просто работать с четырьмя близкими друзьями, я нашёл себя в сугубо деловой атмосфере и остро ощущал свое одиночество. Даже во время обеденного перерыва все пятеро общались, тщательно подбирая слова».

После того как Джек Уэлч стал у штурвала GE, это ощущение только усилилось. Он «спиной» чувствовал, что коллеги ему завидуют и преисполнены негатива: «…после объявления о моем назначении мой друг услышал, как один из старожилов компании угрюмо повторял за бокалом мартини, что я не продержусь и двух лет».

СЕО Intel Эндрю Гроув делился мнением, что никто, как CEO столь сильно не испытывает страшного давления из-за необходимости обеспечивать постоянный успех бизнеса и избегать провала: «Чем более вы успешны, тем больше вокруг людей, которые хотят захватить часть вашего бизнеса, а потом еще и еще …». У победы 100 отцов, а поражение - всегда сирота, и это сиротство лежит тяжелым грузом на плечах СЕО и изолирует СЕО от всех остальных.

К тому же постоянно растут репутационные риски, вызванные любыми сбоями в работе бизнеса. Причем совершенно неважно, чем именно они вызваны - пандемией, экологическим бедствием или случившимся ураганом. Созданная годами упорного труда репутация CEO, оказавшегося волей случая в эпицентре неудачи, может быть с легкостью разрушена.

Что же делать? Примите суровую, но объективную реальность! «Если наводнение неизбежно, то бизнесу придется научиться "жить под водой"» - сказал недавно президент «Сбербанка» Герман Греф о новых условиях ведения бизнеса. Чем быстрее СЕО поймет свою изолированность, тем легче ему будет искать и принимать поддержку других людей.

Ключевое - группа поддержки НЕОБХОДИМА. Я не устану повторять, что лучший вариант, если CEO изначально, с самого первого дня в своей роли (а еще лучше за годы до этого), будет трепетно формировать своё окружение и «взращивать» группу надежных советников. Я посвятил этому несколько статей и публикаций. Вариаций, кто именно может исполнять роль советника много: близкие друзья, супруга (супруг), бывший СЕО компании или внешние профессионалы с широким кругозором и жизненной мудростью. Экс-CEO PepsiCo Индра Нуйи считала, что советников нужно отбирать особо тщательно: «они должны уметь смотреть на компанию и на ВАС со стороны».

Позаботьтесь уже наконец о своих “ста друзьях”, а с ними и “сто рублей” всегда появятся.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Council

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о