Кооператив «Корона». Как компании объединяются, чтобы выжить
Предпринимательница Татьяна Бакальчук в фирменной футболке своего маркетплейса стоит перед накрытым обеденным столом и призывает заказывать продукты… нет, не на Wildberries, которым она управляет и владеет, а в интернет-магазине «Утконос». Видео, в котором представители крупнейших российских онлайн-ритейлеров рекламируют друг друга, снято по инициативе Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и агитирует покупателей приобретать товары не в офлайне, а в онлайне, и в разгар эпидемии коронавируса оставаться дома. В 2019 году Wildberries стал лидером по темпам роста интернет-продаж еды в России, и еще совсем недавно едва ли можно было представить, что Татьяна Бакальчук станет рекламировать конкурента. Но коронавирус внес свои поправки в законы рынка.
Рассуждая о взаимоотношениях государств в эпоху пост-коронавируса, амбассадор Singularity university Евгений Кузнецов отмечает, что всему миру придется «вырабатывать инструменты и институты глобальной кооперации, которые можно будет быстро принимать и внедрять с учетом максимизации общего блага, а не в ущерб соседа соседу». То, чему, возможно, еще только предстоит произойти в сфере международных отношений, в бизнес-среде уже эффективно работает — и даже самые крупные игроки, преодолев привычную инерцию, объединяют усилия в борьбе за выживание.
Компании обмениваются сотрудниками, обнуляют цены на свои продукты для клиентов, создают фонды помощи малого бизнеса. Внося свой вклад в поддержу пострадавших партнеров и конкурентов, они изящно решают несколько собственных задач.
В ситуации, когда заведения общепита простаивают, а их менеджеры ломают голову, где взять деньги на выплату зарплат сотрудникам, продуктовые ритейлеры и маркетплейсы переживают всплеск спроса. Ретейлеры нуждаются в операторах колл-центров, сборщиках заказов, грузчиках, курьерах и водителях. По данным Авито Работа количество вакансий курьеров только в Москве увеличилось на 12% в марте-апреле по сравнению с прошлым годом (при том, что и в 2019-м году мы наблюдали стабильный спрос на курьеров). Сервисам доставки продуктов из магазинов в России до конца года понадобится дополнительно нанять 40 тыс. сборщиков и комплектовщиков заказов, подсчитали аналитики «СберМаркета». Компаний, которая инвестирует 15 млн руб. в расширение штата, договорилась с сетью ресторанов «Макдоналдс» о временном трудоустройстве их сотрудников. С 28 марта «Макдоналдс» работает только навынос, значительная часть работников заведений высвободилась. Помимо «Сбермаркета», они смогут поработать в торговых сетях Х5 Retail Group, «Ленте», «Дикси» и Metro.
Авито Работа запустила бесплатную программу поддержки компаний, которые заняты доставкой товаров и продуктов питания. Компания дополнительно продвигает в социальных сетях вакансии курьеров, грузчиков, водителей для более широкого охвата соискателей.
Федеральный продуктовый ритейлер «Магнит» предоставит 2,5 тыс. рабочих мест сотрудникам сети кафе «Шоколадница», «Ваби Саби», «Кофе Хауз», KFC и Burger King.
Маркетплейс Wildberries запустил специальный сайт всемработавб.рф, где компании могут разместить объявления об обмене сотрудниками. Выгодополучателем этого проекта станет и сам Wildberries, которому нужно закрыть 3,5 тыс. вакансий в 450 населенных пунктах России.
Исследование JUST Capital, проведенное в конце марта, показало, что 9 из 10 американцев ожидают от бизнеса какого-либо участия в борьбе с COVID-19 и его последствиями для экономики и общества. Чем ярче сама инициатива и ее подача в публичном поле, тем больше ожидаемый эффект. Один из таких удачных форматов подачи — открытое письмо к коллегам по отрасли, партнерам или клиентам. Вице-президент одного из крупнейших российских импортеров и дистрибьюторов вина Simple Анатолий Корнеев продемонстрировал социальную ответственность и одновременно добавил очков своему HR-бренду, сообщив в своем письме о готовности временно трудоустроить 70 сомелье в свои винотеки SimpleWine, несмотря на то, что штат его розничной сети полностью укомплектован. Свое решение он объясняет желанием поддержать сомелье, чья профессия оказалась под угрозой, поскольку рестораны закрыты, и работодатели сферы HoReCa остались без оборотных средств.
Чтобы объявить клиентам о собственных мерах поддержки, жанр письма использовал и основатель банка «Точка» Борис Дьяконов. Обращаясь к предпринимателям, которые обслуживаются в его банке, он порассуждал о наступившем кризисе и сообщил о запуске конкурса на «лучший созидающий бизнес» с призовым фондом до 10 млн рублей на запуск. Это письмо, в котором Дьяконов написал предпринимателям «то, что сказал бы каждому из них в разговоре на кухне, под чашечку чего-нибудь», произвело большой эффект в публичном поле: его процитировало множество деловых СМИ, на странице Дьяконова в Facebook клиенты пламенно благодарили его за сказанные слова, многие признались, что после прочтения плакали.
По пути скидок или отмены комиссии пошли многие крупные компании. Поддерживая игроков, испытывающих трудности, с одной стороны, они повышают лояльность существующих клиентов и расширяют клиентскую базу. AliExpress Russia на полгода отменила комиссию для продавцов из России, которые зарегистрировались на площадке после 31 марта. Крупнейшие сервисы доставки еды Delivery Club и «Яндекс.Еда» решили поддержать небольшие рестораны, которые из-за карантина лишились возможности работать кроме как навынос. В Delivery Club для них обнулили комиссию на доставку до конца июня, а в «Яндекс.Еде» каждый новый ресторан, подключившийся к сервису, получит 100 бесплатных доставок.
Авито Работа предоставила скидки до 70% на размещение вакансий и снизила стоимость покупки контактов из резюме компаниям-клиентам, столкнувшимся с повышенном спросом в связи с коронавирусом — а, соответственно, испытывающих острую потребность в кадрах. Компаниям, осуществляющих доставку, компания обеспечила бесплатное продвижение вакансий курьеров, грузчиков и работников склада, а государственным медицинским учреждениям и волонтерским организациям — бесплатное размещение объявлений о поиске медработников, линейного медицинского персонала и волонтеров.
Банк «Точка» в течение квартала не будет брать комиссию за платежи между юрлицами, индивидуальными предпринимателями и перевод зарплаты сотрудникам. Для всех клиентов, обслуживающихся в банке более пяти лет, обнуляется абонентская плата.
Осознавая, что от финансового положения поставщиков, клиентов и других партнеров зависит и их бизнес, крупные компании стараются помочь им пройти через трудности.
Четвертая по величине сеть супермаркетов в Великобритании Morrisons ввела моментальные расчеты со своими малыми поставщиками на время пандемии коронавируса — это должно помочь им в ситуации, когда часть сотрудников находятся на карантине или больничном, а производства работают со сбоями.
Фонд «ТилТех Капитал», одним из совладельцев которого является основатель «Вкусвилла» Андрей Кривенко, выделит 1 млрд руб. для инвестиций в небольших производителей и продовольственных и непродовольственных ритейлеров в обмен на доли. Таким образом, фонд поддержит поставщиков «Вкусвилла» и войдет в капитал самых прибыльных их них.
Крупнейшая торговая интернет-площадка Amazon выделит $25 млн на поддержку курьерских служб, с которыми работает. Сервис «Яндекс.Такси» договорился с лизинговыми компаниями о послаблениях для таксопарков-партнеров. Лизинговые платежи могут быть снижены или отсрочены, а штрафы за просрочку отменены. Это может стать спасением для бизнеса таксомоторных компаний, которые отдают на лизинговые платежи более половины дневного заработка с одной машины.
В упомянутом выше опросе JUST Capital поддержка малого бизнеса названа одной из самых лучших мер, которую крупный бизнес может предпринять во благо всего общества. А примеры из практики иностранных и российских компаний показывают, что для повышения собственной устойчивости им необходимо предпринимать то же самое. То, что еще каких-то пару месяцев назад казалось противоречащим здравому смыслу, сегодня коронавирус сделал очевидным: малый бизнес оказывает существенное влияние на работу крупного бизнеса — а не только наоборот.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Рассуждая о взаимоотношениях государств в эпоху пост-коронавируса, амбассадор Singularity university Евгений Кузнецов отмечает, что всему миру придется «вырабатывать инструменты и институты глобальной кооперации, которые можно будет быстро принимать и внедрять с учетом максимизации общего блага, а не в ущерб соседа соседу». То, чему, возможно, еще только предстоит произойти в сфере международных отношений, в бизнес-среде уже эффективно работает — и даже самые крупные игроки, преодолев привычную инерцию, объединяют усилия в борьбе за выживание.
Компании обмениваются сотрудниками, обнуляют цены на свои продукты для клиентов, создают фонды помощи малого бизнеса. Внося свой вклад в поддержу пострадавших партнеров и конкурентов, они изящно решают несколько собственных задач.
Кадровая проблема
В ситуации, когда заведения общепита простаивают, а их менеджеры ломают голову, где взять деньги на выплату зарплат сотрудникам, продуктовые ритейлеры и маркетплейсы переживают всплеск спроса. Ретейлеры нуждаются в операторах колл-центров, сборщиках заказов, грузчиках, курьерах и водителях. По данным Авито Работа количество вакансий курьеров только в Москве увеличилось на 12% в марте-апреле по сравнению с прошлым годом (при том, что и в 2019-м году мы наблюдали стабильный спрос на курьеров). Сервисам доставки продуктов из магазинов в России до конца года понадобится дополнительно нанять 40 тыс. сборщиков и комплектовщиков заказов, подсчитали аналитики «СберМаркета». Компаний, которая инвестирует 15 млн руб. в расширение штата, договорилась с сетью ресторанов «Макдоналдс» о временном трудоустройстве их сотрудников. С 28 марта «Макдоналдс» работает только навынос, значительная часть работников заведений высвободилась. Помимо «Сбермаркета», они смогут поработать в торговых сетях Х5 Retail Group, «Ленте», «Дикси» и Metro.
Авито Работа запустила бесплатную программу поддержки компаний, которые заняты доставкой товаров и продуктов питания. Компания дополнительно продвигает в социальных сетях вакансии курьеров, грузчиков, водителей для более широкого охвата соискателей.
Федеральный продуктовый ритейлер «Магнит» предоставит 2,5 тыс. рабочих мест сотрудникам сети кафе «Шоколадница», «Ваби Саби», «Кофе Хауз», KFC и Burger King.
Маркетплейс Wildberries запустил специальный сайт всемработавб.рф, где компании могут разместить объявления об обмене сотрудниками. Выгодополучателем этого проекта станет и сам Wildberries, которому нужно закрыть 3,5 тыс. вакансий в 450 населенных пунктах России.
Усиление бренда
Исследование JUST Capital, проведенное в конце марта, показало, что 9 из 10 американцев ожидают от бизнеса какого-либо участия в борьбе с COVID-19 и его последствиями для экономики и общества. Чем ярче сама инициатива и ее подача в публичном поле, тем больше ожидаемый эффект. Один из таких удачных форматов подачи — открытое письмо к коллегам по отрасли, партнерам или клиентам. Вице-президент одного из крупнейших российских импортеров и дистрибьюторов вина Simple Анатолий Корнеев продемонстрировал социальную ответственность и одновременно добавил очков своему HR-бренду, сообщив в своем письме о готовности временно трудоустроить 70 сомелье в свои винотеки SimpleWine, несмотря на то, что штат его розничной сети полностью укомплектован. Свое решение он объясняет желанием поддержать сомелье, чья профессия оказалась под угрозой, поскольку рестораны закрыты, и работодатели сферы HoReCa остались без оборотных средств.
Чтобы объявить клиентам о собственных мерах поддержки, жанр письма использовал и основатель банка «Точка» Борис Дьяконов. Обращаясь к предпринимателям, которые обслуживаются в его банке, он порассуждал о наступившем кризисе и сообщил о запуске конкурса на «лучший созидающий бизнес» с призовым фондом до 10 млн рублей на запуск. Это письмо, в котором Дьяконов написал предпринимателям «то, что сказал бы каждому из них в разговоре на кухне, под чашечку чего-нибудь», произвело большой эффект в публичном поле: его процитировало множество деловых СМИ, на странице Дьяконова в Facebook клиенты пламенно благодарили его за сказанные слова, многие признались, что после прочтения плакали.
Повышение лояльности клиентов
По пути скидок или отмены комиссии пошли многие крупные компании. Поддерживая игроков, испытывающих трудности, с одной стороны, они повышают лояльность существующих клиентов и расширяют клиентскую базу. AliExpress Russia на полгода отменила комиссию для продавцов из России, которые зарегистрировались на площадке после 31 марта. Крупнейшие сервисы доставки еды Delivery Club и «Яндекс.Еда» решили поддержать небольшие рестораны, которые из-за карантина лишились возможности работать кроме как навынос. В Delivery Club для них обнулили комиссию на доставку до конца июня, а в «Яндекс.Еде» каждый новый ресторан, подключившийся к сервису, получит 100 бесплатных доставок.
Авито Работа предоставила скидки до 70% на размещение вакансий и снизила стоимость покупки контактов из резюме компаниям-клиентам, столкнувшимся с повышенном спросом в связи с коронавирусом — а, соответственно, испытывающих острую потребность в кадрах. Компаниям, осуществляющих доставку, компания обеспечила бесплатное продвижение вакансий курьеров, грузчиков и работников склада, а государственным медицинским учреждениям и волонтерским организациям — бесплатное размещение объявлений о поиске медработников, линейного медицинского персонала и волонтеров.
Банк «Точка» в течение квартала не будет брать комиссию за платежи между юрлицами, индивидуальными предпринимателями и перевод зарплаты сотрудникам. Для всех клиентов, обслуживающихся в банке более пяти лет, обнуляется абонентская плата.
Поддержать тех, с кем работаешь
Осознавая, что от финансового положения поставщиков, клиентов и других партнеров зависит и их бизнес, крупные компании стараются помочь им пройти через трудности.
Четвертая по величине сеть супермаркетов в Великобритании Morrisons ввела моментальные расчеты со своими малыми поставщиками на время пандемии коронавируса — это должно помочь им в ситуации, когда часть сотрудников находятся на карантине или больничном, а производства работают со сбоями.
Фонд «ТилТех Капитал», одним из совладельцев которого является основатель «Вкусвилла» Андрей Кривенко, выделит 1 млрд руб. для инвестиций в небольших производителей и продовольственных и непродовольственных ритейлеров в обмен на доли. Таким образом, фонд поддержит поставщиков «Вкусвилла» и войдет в капитал самых прибыльных их них.
Крупнейшая торговая интернет-площадка Amazon выделит $25 млн на поддержку курьерских служб, с которыми работает. Сервис «Яндекс.Такси» договорился с лизинговыми компаниями о послаблениях для таксопарков-партнеров. Лизинговые платежи могут быть снижены или отсрочены, а штрафы за просрочку отменены. Это может стать спасением для бизнеса таксомоторных компаний, которые отдают на лизинговые платежи более половины дневного заработка с одной машины.
В упомянутом выше опросе JUST Capital поддержка малого бизнеса названа одной из самых лучших мер, которую крупный бизнес может предпринять во благо всего общества. А примеры из практики иностранных и российских компаний показывают, что для повышения собственной устойчивости им необходимо предпринимать то же самое. То, что еще каких-то пару месяцев назад казалось противоречащим здравому смыслу, сегодня коронавирус сделал очевидным: малый бизнес оказывает существенное влияние на работу крупного бизнеса — а не только наоборот.