Forbes Council Павел Данилов
1601
0

Жизнь и приключения курьеров Самоката и Лавки на улицах Москвы

Жизнь и приключения курьеров Самоката и Лавки на улицах Москвы
По данным Gfk в 2019 году 26% жителей Москвы и 20% Санкт-Петербурга покупали продукты питания в интернете. В 2020 году произошел качественный скачок и, возможно, уже половина домохозяйств попробуют и оценят сервис доставки. 

Для ежедневных заказов продуктов больше подходит сервис доставки до 15 минут от Самоката и Яндекс.Лавки, чем доставка “на следующий день” или “через несколько часов”. Интересно, что Санкт-Петербург и Москва по развитию сервиса супербыстрой доставки продуктов оказались среди мировых лидеров наряду с городами Турции (сервис Getir) и Китая (MissFresh и другие). Например, для жителей Нью-Йорка и Сан-Франциско доставка продуктов за 15 минут звучит как несбыточная мечта: crazy, weird, impossible. Но мы уже воспринимаем мгновенную доставку как само собой разумеющееся.  

Самокат недавно отчитался о 1 миллионе заказов за апрель. По моим оценкам, в апреле в Самокате работало более 3000 курьеров. У Лавки должны быть сравнимые цифры - на чат для курьеров Лавки в Телеграмме подписаны больше 4000 человек. В целом количество курьеров на улицах Москвы заметно выросло, особенно среди велосипедистов. 

В конце апреля я тоже влился в дружную курьерскую семью. Я поработал курьером в Самокате и Яндекс.Лавке: по 25 часов в каждой из компаний, и доставил больше 100 заказов в районе улицы Лобачевского на юго-западе и Садовой-Триумфальной в центре Москвы. В этой работе для меня были сплошные плюсы. Во-первых, это замена спортивным тренировкам, которые сейчас недоступны. Во-вторых, это я в прямом смысле приносил пользу горожанам, запертым в четырех стенах. В-третьих, мне удалось разобраться во многих нюансах работы курьера и бизнес-процессах облачного магазина (“cloud store”) для собственного стартапа в смежной сфере, но в другой стране. В этой статье я хотел бы рассказать о своих наблюдениях.

Примерно 70% курьеров в Москве - это мужчины, в основном из Киргизии, так как граждане этой страны - члена Таможенного союза могут работать в России без получения патента. До курьерской работы они работали таксистами, работниками общепита и сферы ЖКХ, а также на стройке. Еще примерно 25% - это молодые парни и девушки из Московской области и Москвы без опыта работы или временно безработные. Остальные - это случайные “пассажиры”, которые вышли работать в карантин не ради денег, а ради физической активности и просто от скуки. Курьером стать довольно просто, но оставаться сложно. 

Большинство ездят на велосипедах, а иногда с электромотором. Из-за недостатка и поломки велосипедов заказы порой приходится доставлять пешком. Физически работа довольно тяжелая. Система доставки за 15 минут не оставляет времени на отдых в часы пик - это вечера и обед. Кроме того, заказы бывают тяжелые, а до некоторых адресов сложно добраться - приходится преодолевать подъемы, большие магистрали, а также искать адреса клиентов “на московских изогнутых улицах”. 

Заработать много не получится. Хорошим результатом является 2500 рублей за 10-часовую смену. Если Самокат платит примерно 220 рублей в час, то в Яндекс более сложная схема: 90 рублей за один заказ, но с минималкой 150 рублей в час. Кажется, что в Яндексе можно заработать больше, но по факту из-за сложной системы штрафов за опоздания в сочетании техническими сбоями приложения получается даже меньше. Чаевые платят редко. В приложении Самоката у клиента вообще нет возможности заплатить чаевые курьеру безналично, а Лавка дает такую возможность - но клиенты нечасто этим пользуются. Так, за 30 часов в Самокате я сумел заработать только 150 рублей наличными на чай, а в Лавке - только 49 рублей.

При полной рабочей неделе по 10 часов в день можно заработать до 50 тысяч рублей, а некоторые трудолюбивые коллеги зарабатывают 70 тысяч (7 дней в неделю, по 12 часов). Негусто для “героев нашего времени”, но такой сейчас рынок труда. Спрос на работу курьера сейчас огромный. По субботам в приложении Лавки можно взять смены на следующую неделю в одной из 100 лавок по Москве. Смены в центре разлетаются как горячие пирожки, поэтому на прошлой неделе мне совсем не удалось выйти на работу. На текущей неделе удалось забронировать 2 смены за первые 5 минут, но потом остались только смены рядом с МКАД, где и расстояния больше и клиенты совсем не щедрые.  

Что касается демографии клиентов, то это в основном люди молодые и среднего возраста, уже привыкшие к мгновенному сервису. Среди клиентов много таких, которые заказывают почти ежедневно. Средний заказ - это 8 товаров на 700 рублей. Хотя встречались и особые группы клиентов. Первая группа - это школьники и студенты, которые любят заказать пачку чипсов или шоколадку на сумму минимального заказа - 100 или 200 рублей. Вторая группа - это любители заказывать большие бутылки воды. Один раз я ощутил все прелести работы, когда доставлял 60 литров воды через холмистый парк Тропарево на пару с коллегой из Киргизии. 

В целом курьеры очевидно воспринимаются как массовый дешевый ресурс как работодателем, так и клиентом. 

Работодатель платит минимально за результат, выдает велосипед, рабочую одежду и рюкзак. Так как курьеры самозанятые, то медицинская страховка не предусмотрена. Уставшего курьера на улицах подстерегают опасности - автомобили, выбоины на дорогах и тротуарах. В темное время суток опасность растет, но фонарики не выдают, а светящиеся элементы на униформе не предусмотрены. Однажды мой коллега, возвращаясь с заказа через парк, в темноте упал с велосипеда в канаву, получив серьезные ссадины. В другой день курьер попал под колеса автомобиля, но, кажется, обошлось. 

Редкий москвич видит в курьере человека. Далеко не все благодарят за доставку, и абсолютное меньшинство дает чаевые. В лучшем случае клиент пробурчит “спасибо”, заберёт пакет с заказом и сразу же захлопнет дверь перед твоим носом. 

В следующий раз, когда к вам в дом постучится человек в розовом из Самоката или в желтом из Лавки, пожалуйста, примите заказ как можно быстрее. У курьера совсем нет времени - ему нужно бежать за следующим заказом, потому что каждая минута опоздания - это штраф. И, пожалуйста, дайте курьеру сто рублей на чай. Это сразу на 50% увеличит его заработок за час и повысит настроение. 

Приятного аппетита!
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Council

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о