Forbes Council Борис Бронштейн
1744
0

О доверии и цене слова в бизнесе

О доверии и цене слова в бизнесе
Есть обязательства по договору, есть устные договорённости, а есть невысказанные, подразумевающиеся договорённости.
Взять, например, бизнес-иммиграцию. Сложный процесс, куча факторов, нет чётких критериев. Гарантии дают только нечистоплотные консультанты, потому что невозможно давать гарантии на то, что зависит от чиновников. 

  • По договору юрист не обещает ничего, кроме как «содействовать». И выставляет XXX евро в час. И это нормально. Консультант может по договору, например, брать полную оплату только после результата. 

  • По устной договорённости консультант может обещать, например, помочь с возможными апелляциями.

  • А по невысказанной, подразумевающейся, договорённости, он может транслировать: «мы вас не бросим, даже если будет жесть».


Первое может решаться с юристами и в судах, второе определяет выбор, с кем работать. А вот третье определяет самое важное — доверие. С кем работать долгосрочно. Кого рекомендовать с полной уверенностью. Нет ничего важнее доверия в бизнес-отношениях. Да и в любых отношениях. «До-верие» — то, что до веры. А вера — это уже серьёзно.


Это я к чему.

7 лет назад помогали делать бизнес-иммиграцию нескольким человекам. Затем закон изменился и всё стало крайне трудно. Юристы, которые делали работу, самоустранились — они свои деньги на почасовой оплате получили, а дальше мол вы как-нибудь сами. Новые юристы в основном писали длинные письма, которые не очень вели к результату. Самые прямые юристы сказали:
— Да бросьте вы этих клиентов, невозвратную предоплату получили и ок. Пусть сами мучаются.

Такая позиция не была мне близка. Пришлось вникнуть самим. Пришлось много чего делать. Много думать, рано вставать, просить знакомых, советоваться, платить юристам, летать в Москву.
И в итоге всё сделали и получили нужный результат.  А также обширный опыт. Никакую дополнительную оплату мы не брали, несмотря на изменившиеся условия и наши дополнительные расходы. Каждый сам определяет свою цену слова, и я для себя её определяю так.

Как сказал один умный клиент:
— Борис, я понимаю, что вы на этом ничего не заработали, а скорее ушли в минус, с учётом ставок юристов. Юристам-то вы платите вне зависимости от результата, по часам.

Так и есть. Но есть кое-что важнее сиюминутной прибыли. И это доверие. С точки зрения бизнеса, доверие полезно долгосрочно: повторные сделки, рекомендации. А с точки зрения себя лично — это помогает себя уважать.

И вот сейчас «последний из могикан» получил ПМЖ. 7 лет спустя.
И для меня это не о бизнес-иммиграции, не об юристах, не о деньгах. Для меня это о доверии. И о цене слова.

Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза