Forbes Council Ярослав Глазунов
1296
0

Босс, вся надежда на вас! Как СЕО принимать решения в самоизоляции



Эдвард Хоппер «Офис в маленьком городе»

Сегодня работа CEO как никогда напоминает деятельность в военное время, с той лишь разницей, что вместо залпов орудий слышится вой сирен скорой помощи...
Сходство ситуаций ещё и в том, что решения, которые CEO приходится принимать в обстановке полной неопределенности, влияют на будущее компаний, сотрудников и их семьи, партнеров, поставщиков на годы вперед. В случае ошибки цена каждого принятого в это время решения возрастает многократно, а вместе с ней растет и вызов для CEO.

Так же, как и в любой чрезвычайной ситуации, сейчас - в период пандемии, время на принятие решений резко сократилось, полную и достоверную информацию получить невозможно, стресс и усталость накапливаются.

Что можно делать сейчас - помимо рекомендации «просто переждать»? Как извлечь из кризисной ситуации максимум? Как принимать решения, которые выведут вас как лидера на новый уровень? Герои рождаются - не во времена мира и спокойствия, а в сложные и опасные периоды.

Прежде, чем перейти к «Ф О Р М У Л Е» принятия решений при полной неопределённости, которая будет начинаться с ОЦЕНКИ ОБСТАНОВКИ, любопытно обратить внимание на мнения тех, кто думает независимо от мейнстрима. Мнения таких людей, как Нассим Талеб -  автор мирового бестселлера «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости».
Или Майкл Бэрри - финансист, предсказавший крах ипотечного рынка и мировой финансовый кризис 2008 года, и ставший прототипом одного из персонажей фильма «Игра на понижение».
Или Юваль Ной Харари - автор международных бестселлеров о будущем человечества.

Хотя эти трое по-разному оценивают текущие события, в одном они сходятся - хочешь понять, как будут развиваться события дальше – пойми контекст и мотивацию политиков, должностных лиц, конкурентов, простых людей.

Позиция Талеба – нынешний коронавирус не «Черный лебедь». Его появление было лишь делом времени, об этой опасности предупреждали. Можно даже вспомнить фильм-катастрофу 2011 года «Заражение», в котором художественный вымысел не отличается от текущей реальности в США, а постер к этому фильму “Страх распространяется быстрее вируса” только усиливает ощущение дежавю.

Бэрри утверждает, что страх - это плохо, а жадность - это хорошо. Жадность до зарабатывания денег, до прибылей, до радостей жизни. Страх вируса останавливает экономику, и вместо разумного предохранения вирус забирает с собой больше душ - отчаявшихся от безденежья и отсутствия перспектив, спившихся, ставших жертвами преступлений и т.п.

Харари противопоставляет страху нашу солидарность и любопытство. Он рассматривает нынешнюю ситуацию как попытку «Большого брата» контролировать общество уже на биологическом уровне - уровне пульса и артериального давления. Он считает ложной постановку вопроса о том, что для того, чтобы быть здоровым нужно добровольно отказаться от части свобод. Нужно быть и здоровым, и свободным. Он призывает общество проявить любопытство и напоминает, что цифровые технологии - палка о двух концах.

К чему это я все? Да к тому, что оценка обстановки и лучшая осведомленность (с разных углов, с открытым сознанием) ведет к лучшим решениям, а лучшие решения приводят к лучшим результатам.

Итак, возвращаясь к «Ф О Р М У Л Е»:

Начнём с ПЕРВОГО -

Сделайте паузу (можно и без Твикса обойтись - на любителя).
Пауза буквально на 5-10 минут, чтобы задать себе вопрос -
Что я знаю о ситуации?
и
Какой информации мне не хватает?
и
Как на это можно посмотреть под другим углом?
Это может казаться нелогичным, когда время решает все, но сделать шаг назад, посмотреть на ситуацию со стороны и позволит четче представить перспективы и последствия решений. Глубокий вдох …  и ...

Переходим ко ВТОРОМУ-

Окружите себя людьми с опытом прохождения через кризисы, имеющими ментальную стойкость и способными видеть позитивные возможности. 

Все кризисы - экономические, политические, национальные, глобальные - имеют много схожего. Сейчас как никогда пригодится прошлый опыт людей, прошедших через один или несколько кризисов.

Выдержка и сила характера людей в вашем окружении, пожалуй, как ничто иное, будут создавать дополнительные шансы на ваше прохождение через кризис.
Во время потрясений и нестабильности в вашем ближайшем окружении должны быть «Уинстоны Черчилли», а не «Невиллы Чемберлены».

Интересно было недавно услышать сначала пресс-конференцию мэра Нью-Йорка Билла де Блазио, в которой он сказал, что создал “штаб анализа будущего”, который создает прогнозы источников доходов в пост-ковидный период, а затем узнать и от нескольких российских губернаторов, что они создали аналогичные штабы в своих регионах.

Видимо, и для российских СЕО будет подходящей идеей выделить группу людей с задачей генерить идеи по новым направлениям-секторам-индустриям-нишам-продуктам для своих компаний.

Обратитесь к самым разным людям внутри и вовне вашей компании: аналитикам, стратегам, маркетологам, руководителям отдельных направлений бизнеса, поставщикам, кредиторам, консультантам, менторам. Спросите их о том, как, по их мнению, компания должна воспользоваться этим кризисом, чтобы не только выжить, но и нарастить мощь.

Ну, и ТРЕТЬЕ - (то, что, как говорится - легче сказать (или написать), чем СДЕЛАТЬ) -

Воплощайте в жизнь результаты двух предыдущих шагов. Действуйте (и рискуйте) - за решением следует его реализация. 

Беспрецедентные кризисы требуют беспрецедентных действий. Уроки прошлых кризисов показывают, что СЕО с большей вероятностью будут недо-действовать. Нужны смелые и быстрые действия, которые в обычное время кажутся слишком рискованными. Буквально со щитом или на щите.

Ваши люди должны иметь такой же настрой - на действие, а не на разговоры и бесконечные анализы и дискуссии. Как говорил мой ментор и наставник великих СЕО Рэм Чаран: «Если вам нужно выбирать между кем-то с ошеломляющим IQ и элитным образованием, впечатляющим своей эрудицией и аналитическими способностями, и кем-то с более низким IQ, но тем, кто абсолютно настроен на успех, несмотря ни на что, выбирайте второго - с ним у вас больше шансов выжить».

Дорогу преодолеет идущий. Успешной переправы через неспокойные воды кризиса! Встретимся на другой стороне!
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Council

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о