Как помочь бизнесу спасти НКО во время пандемии
Первыми жертвами стремительно сокращающихся доходов российского бизнеса могут стать даже не сами компании, а те, кто зависят от их непрофильных расходов — благотворительные фонды и все остальные некоммерческие организации. В свою очередь, сокращение этих трат ставит под прямую угрозу жизни тех, кто нуждается в лекарствах, покупку которых как минимум в полных объемах не может оплатить государство.
Но несмотря на все сложности, правительство может помочь решить эту критическую проблему, не нанеся при этом ущерба основной деятельности компаний. И к счастью мы видим готовность пойти нам навстречу.
Потребность в этом колоссальна. Для нашего фонда «Подари жизнь» пожертвования от бизнеса — очень серьезная поддержка, 22% общего бюджета. Но бизнес помогает не только нам: это рабочая схема для очень многих благотворительных фондов. В этом марте пожертвования от юридических лиц падают по сравнению с прошлым годом, разница уже исчисляется миллионами.
И мы не знаем, что будет дальше.
На деньги бизнеса мы финансируем множество системных проектов фонда, таких как развитие технологий трансплантации костного мозга в регионах, диагностика и анализы, няни в больницах, реабилитация, паллиативный проект уход и другие. На средства бизнеса также частично осуществляется закупка медицинского оборудования и оказывается адресная помощь.
В сложившейся обстановке есть риск, что многие дети, которые болеют онкологическими заболеваниями и нуждаются в помощи, могут её не получить. Ведь наши подопечные не могут ждать, когда закончится эпидемия и бизнес выйдет из кризиса. Для многих счет идет на дни, если не на часы.
Именно поэтому я посчитала очень важным поднять тему налоговых льгот для бизнеса.
Например, в Европе юридические лица, которые делают пожертвования в фонды, имеют налоговые льготы — это дополнительная мотивация принимать участие в благотворительной деятельности и развивать её в рамках своих компаний. В нашей же стране подобная практика пока, к сожалению, не работает.
Мы неоднократно поднимали эту тему, в том числе на этапе обсуждения Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в России до 2025 года. Власть всегда относилась к подобным инициативам с долей скепсиса. Причины понятны: это и консервативный подход, заложенный в российском налоговом законодательстве, и бюрократия, и многочисленные «прачечные», которые процветали под видом благотворительных фондов в 90-х. Но прошло уже более 20 лет, за это время благотворительный сектор вырос, сообщество стало более профессиональным.
Несмотря на невероятные проблемы, с которыми мы столкнулись в стране и в мире, нам и другим фондам сейчас можно помочь.
На мой взгляд, это могли бы быть вполне конкретные и реальные меры:
- Первый вариант. Можно отнести пожертвование к расходам компании (сейчас пожертвование возможно только из чистой прибыли). Конечно, ограничив размер такого пожертвования в процентном отношении.
- Второй вариант. Если компания готова предоставить безвозмездную спонсорскую поддержку благотворительному проекту (то есть без обязательств со стороны НКО), то можно отнести это к расходам компании на рекламу (но не более 1% от выручки) и не приравнивать их к благотворительному пожертвованию, то есть позволить отнести эти расходы к прочим расходам.
- Третий вариант. Предоставить право на частичное уменьшение ставки налога на прибыль. Например, если организация осуществляет благотворительную помощь в определенном размере (6-7% от прибыли), то к этой организации применяется пониженная ставка налога на прибыль. Эта практика может иметь пропорциональный характер: чем больший процент от прибыли организация тратит на благотворительность, тем меньше ставка налога на прибыль. Такая схема успешно введена в некоторых регионах, например в Самарской, Псковской областях, в Пермском крае. Почему бы не распространить эту норму на всю страну?
При этом мы прекрасно понимаем, что могут возникнуть вполне обоснованные сомнения. Не станут ли эти льготы лазейками для мошенников и каналами для получения необоснованных налоговых льгот? Уверена, что таких проблем не будет. Когда-то, 20 лет назад, в качестве таких же лазеек и каналов могли использоваться и благотворительные фонды. С тех пор их прозрачность стала стопроцентной: сегодня фонд просто не сможет функционировать, если его деятельность и отчетность не будут соответствовать общепринятым стандартам. Отчеты регулярно отправляются в налоговые органы и Минюст. А при отсутствии такой отчетности с фондом просто никто не будет иметь дела.
Современные технологии и уровень развития благотворительного сектора позволят допустить к новой системе налогового стимулирования только проверенные и хорошо зарекомендовавшие себя фонды. Так, например, существующая практика верификации благотворительных организаций уже давно применяется в банковском секторе для предоставления льгот по обслуживанию счетов и пользованию финансовыми инструментами банка (например, ПАО Сбербанк). Есть системы верификации НКО для вхождения на краудфандинговые платформы, такие как Добро.Mail.ru.
Уверена, многие скажут, что в кризис не стоит уменьшать поступления налогов. Ведь их и так стало меньше. Но благотворительные фонды занимаются решением социальных, экологических, культурных и других острых проблем общества. Безусловно, государственные органы занимаются этим тоже. Деньги юридических лиц, которые не придут государству в виде налогов, в результате введения мер налогового стимулирования все равно будут направлены некоммерческими организациями на решение общегосударственных задач. Для НКО сделать это зачастую проще и быстрее.
Это непростые меры, задействованы самые разные факторы. Дмитрий Медведев на встрече с представителями НКО отметил, что три упомянутые опции по поддержке бизнеса — это очень тонкая история с точки зрения распределения приоритетов по линии министерства финансов и министерства экономического развития. Особого энтузиазма у обоих ведомств такие меры не вызовут, но тем не менее их можно принять хотя бы частично.
«Российская система социально ориентированных НКО стала более развитой, превратились в большую отрасль. Но сейчас, на ряду с малым бизнесом, это один из наиболее уязвимых социальных институтов. Малый бизнес и некоммерческие организации без поддержки государства просто не выживут», — нам бы очень хотелось, чтобы эти слова Дмитрия Медведева были услышаны, от этого в буквальном смысле зависят жизни тех, кому мы помогаем.