Forbes Council Ярослав Глазунов
1929
0

Чему я научился у СЕО HP, Ford и Best Buy



В прошлую пятницу я участвовал в видеоконференции, которую организовал мой ментор Марк Томпсон – известный коуч СЕО. Пригласив около 100 своих «учеников», Марк также попросил выступить перед нами трёх глобальных СЕО: Хьюберта Джоли – легендарного СЕО и текущего Председателя СД Best Buy, Марка Филдса – бывшего СЕО Ford и Энрике Лореса – СЕО НР.

Каждый из трёх СЕО поделился с нами своим опытом преодоления кризисов и дал некоторые советы.

Хьюберт Джоли (Best Buy)
1. Люди прежде всего.
Многие компании в кризис начинают сокращать персонал для снижения затрат. НО люди в кризис – это не проблема, а решение. Дальновидные СЕО напротив, рассматривают людей как важнейший ресурс компании, нужный для его преодоления. Их подход:
– максимально сберечь людей. Необходимо не только принять меры по защите их здоровья, но и позаботиться об их психологическом состоянии. Хорошая практика – регулярные «звонки заботы» от СЕО к членам топ команды и групповая коммуникация. В кризис особенно важно создать для сотрудников условия для роста продуктивности. Это удачное время для того, чтобы вложиться в их обучение и развитие.
– держать дверь открытой. Увольнять следует только в крайнем случае. При этом желательно оставлять возможность нанять их обратно.

2. Прибыль – это результат, а не цель работы компании.
Компания развивается, когда ею движет амбициозная цель, финансовый успех при этом идёт следом.
Ключевая роль СЕО – управление взаимоотношениями и создание ценности для стейкхолдеров: членов команды, сотрудников, акционеров, клиентов, социума в целом. Лидеры исходят из того, что выход из кризиса – это общий интерес и общая задача всех стейкхолдеров, а не только топ-менеджмента.

3. Не теряйте из виду самого себя.
Быть СЕО – это роль, а не цель. Чтобы быть эффективным лидером в кризисные времена, важно сохранять связь с самим собой и своим окружением.
Сохраняйте спокойствие. Кризисы в первую очередь существуют в головах. Занимайтесь тем, что позволяет сохранить душевное равновесие – от физических упражнений и медитации до музыки и чтения книг.
Работайте с вашим окружением. Наполняйте его людьми, которые могут дать разные точки зрения на ситуацию, которые могут принести вам новое знание.
Окажите поддержку вашей команде. Проявляйте заботу, излучайте уверенность. Разговаривайте с людьми, укрепляйте их моральный дух. Следите, чтобы и они делали то же самое со своими подчиненными.

Марк Филдс (Ford)
1. Будьте последовательны.
Роль лидера в кризис становится определяющей. Моральный дух команды и ее эффективность зависят от вашего поведения в сложных ситуациях. Чувства людей обостряются – они чувствуют фальшь и неискренность. Поэтому вы должны оставаться собой в любых обстоятельствах и вести себя так же уверенно и спокойно, как и прежде.

2. Давайте контекст.
Наибольшим фактором стресса в кризис является низкое качество информации: ее устарелость, однобокость или неполнота. Поэтому для СЕО важно как можно быстрее наладить каналы получения объективной и оперативной информации (через личный нетворк, внешних или внутренних аналитиков).
Необходимо постоянно информировать людей о том, где находится компания, что происходит, какие действия предпринимаются и планируются.
Все ваши действия должны быть помещены в соответствующий информационный контекст – люди должны понимать, что вы делаете и зачем.

3. Смотрите на перспективу.
Кризис – время изменений. Вам придется от чего-то отказаться – от собственных планов, от каких-то проектов или направлений бизнеса, от кого-то из членов команды. Вы должны быть готовы ставить перед собой такие вопросы. Однако крайне важно, чтобы при этом ваш выбор был продиктован не текущими обстоятельствами, а вашим видением дальнейшей перспективы. Если вы видите, что в будущем это решение принесет пользу компании – действуйте без колебаний, даже если в краткосрочном периоде оно создает сложности. Вы не должны останавливаться в развитии.

Энрике Лорес (HP)
1. Ценности определяют решения.
Для преодоления кризисных ситуаций не существует готовых рецептов. Решения приходится искать на ходу и единственное, на что вы можете опереться – это ваши ценности. То, во что вы верите, определяет то, что вы делаете и во многом – то, какой результат вы получите.

2. Ускоряйтесь.
Этот кризис усилил и ускорил многие тренды – цифровизацию продуктов и бизнес-процессов, практику удаленной работы, использование 3D-технологий для локализации производств и сокращения цепочек поставок и многие другие. Очевидно, что чтобы преуспеть в посткризисном мире, необходимо воспользоваться возможностями, которые появляются благодаря этим процессам и:
Пересмотреть ваши сервисы и продукты, добавив еще больше технологического компонента.
Переосмыслить принципы организации работы внутри компании (перевод бизнес-процессов в онлайн, развитие практики удаленной работы).
Укрепить экосистему компании, став ближе к вашим партнерам и клиентам.

3. Сближайтесь.
«Игра с нулевой суммой» – заведомо проигрышная стратегия для кризисов подобного масштаба. Их преодоление требует совместных усилий всех участников рынка – поэтому одним из наиболее интересных трендов сейчас стало переосмысление понятий конкуренции и социальной ответственности:
Компании стали более открыты к сотрудничеству, более активно интересуются действиями других и охотнее вовлекаются в совместные проекты, даже с конкурентами.
Многие компании активно вовлекаются в поддержку общественных и социальных инициатив, занимаются благотворительностью.
Несмотря на затраты в краткосрочном периоде, это помогает им укрепить репутацию, создать новые связи и в перспективе – получить новые возможности.

С одной стороны, вышеприведенные советы от трёх СЕО столь масштабных глобальных компаний носят общий характер. Вместе с тем, они фундаментальны. Задайте себе вопрос по каждой рекомендации: «Что я могу предпринять уже сегодня, чтобы оценить пользу данных советов в деле?».
Действия, предпринимаемые вами сегодня, определят завтрашние результаты и отношение к вам, как к лидеру, в будущем.

Keep moving forward ? ??
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза