Forbes Council Андрей Спиридонов
9940
0

Роботизация производств: драйверы и барьеры

Роботизация производств: драйверы и барьеры
К 2035 году в странах, лидирующих в сфере промышленной роботизации, производительность труда на заводах вырастет на 40%, а валовая добавленная стоимость удвоится. А сегодня, в период пандемии и кризиса, роботизированные производства несут минимальные потери - роботы не болеют, управлять роботизированными заводами можно дистанционно. Неожиданно COVID-19 стал драйвером развития робототехники.

Хотя полностью роботизированных производств пока не существует, высокой степенью автоматизации в России могут похвастаться Челябинский трубопрокатный завод, Станкостроительный завод DMG MORI в Ульяновске, Завод экскаваторов Hitachi в Тверской области и еще несколько предприятий. Именно по ним пандемия ударит минимально, остальным ближайшая неделя вынужденного простоя даст возможность еще раз взвесить выгоды и риски внедрения роботов. Для того, чтобы эта оценка была максимально точной, стоит рассмотреть драйверы и барьеры роботизации производств в глобальном масштабе.

Драйверы роботизации производств


Роботизация производства может сократить конверсионные расходы предприятия на 15%, а также дать до 40% экономии. Роботы повышают продуктивность и конкурентоспособность промышленных предприятий, а в ближайшем будущем автоматизация производств приведет к персонализации товаров массового спроса и росту качества жизни людей.

Сегодня промышленные роботы доступны не только для крупных предприятий, но и для малого бизнеса. Это стало возможно благодаря развитию технологий и усилиям правительств. Ряд финансовых и социальных факторов также подталкивает процесс автоматизации производств.

Технологические драйверы


Увеличение разнообразия роботов. Сегодня существует семь типов промышленных роботов, поэтому практически каждая производственная задача имеет робототехническое решение.

Расширение технических возможностей. Современные роботы могут выдерживать большие нагрузки, выросли скорость и точность их работы. Благодаря этому роботов успешно применяют не только в машиностроении, но в электротехнической промышленности и фармацевтике. Роботы стали безопаснее - коботы способны эффективно сотрудничать с человеком на производстве. Технологии машинного зрения и искусственного интеллекта позволяют роботам выполнять более сложные задачи, самостоятельно улучшать качество работы, быстро перенастраиваться на новые операции. Благодаря этому роботы могут стать эффективным решением не только на массовых и крупносерийных производствах, но даже на предприятиях, выпускающих небольшие партии товаров.

Простота интеграции. Развитие сетевых технологий и методов разработки программного обеспечения сделали установку и обслуживание роботов более быстрой и дешевой, чем раньше. Разработчики создают роботов с интуитивно понятным интерфейсом, обучающихся с помощью демонстрации или голосовых команд - все это упрощает их внедрение и использование на предприятии..

Обновление производств. В странах с высоким уровнем роботизации старых роботов (отработавших 12-15 лет) заменяют на новых, более современных. В нашей стране специфичным драйвером является низкий уровень модернизации производств, в отдельных отраслях процент износа оборудования превышает 50%, исходя из этого промышленники логично стремятся заменить устаревшее оборудование на самое современное.

Финансовые и бизнес-драйверы


Снижение стоимости разработки и производства роботов более чем на 50% с 1990 года делает их доступнее по цене для предприятий. Специфичным для российского рынка драйвером является относительно невысокая стоимость роботов российского производства - они окупаются за год и надежны также как зарубежные - 1-2 млн рублей на внедрение робота может выделить практически любая производственная компания.

Увеличение затрат на сотрудников и высокие затраты на человеческий фактор. Стоимость труда людей растет не только в развитых странах (например, в США с 1990 года она выросла на 24%), но и в развивающихся регионах, таких как Индия и Китай. Дешевой рабочей силы не хватает, также не хватает и квалифицированных рабочих - мобильность сотрудников возросла - люди не работают по 20 лет на одном предприятии, как это было раньше, а новых сотрудников приходится обучать. Кроме того, человеческий фактор непросто просчитывать - травмы, болезни, ошибки людей в работе влекут лишние затраты для предприятий. Роботы не ошибаются, не болеют, не прогуливают смену, они могут работать в неотапливаемых цехах, их продуктивность выше, поэтому замена людей роботами становится все более привлекательной возможностью для промышленников.

Доступность специалистов. Хотя пока нельзя сказать, что рынок насыщен специалистами в сфере интеграции и обслуживания роботов, дефицит таких инженеров с каждым годом снижается.

Рост конкуренции. На глобальном рынке без автоматизации производств конкуренцию выдержать сложно: роботы позволяют увеличить производительность и снизить себестоимость продукта, повысить гибкость, скорость и адекватность подстройки под рынок (колебания спроса), снизить негативное влияние «человеческого фактора», уменьшить остатки на складах и минимизировать риски их затоваривания, получить свободные оборотные средства.

Инвестиционная привлекательность. 88% экспертов уверены в том, что инвестиции в сферу промышленной робототехники будут расти. Промышленные компании настроены автоматизировать заводы - вложение средств окупится благодаря снижению себестоимости и повышению гибкости производств, расширению спектра возможностей промышленных роботов.

Социальные драйверы


Создание новых рабочих мест и рост квалификации сотрудников. В странах с высокой плотностью роботизации (Япония, США, Германия) внедрение роботов привело к созданию новых рабочих мест и росту квалификации сотрудников. По словам Сами Атия, президента подразделения робототехники и автоматизации АВВ, «в странах с наибольшей плотностью роботов на 10 000 рабочих, Японии или Германии, самый низкий уровень безработицы в промышленном секторе. В США в 2012-2017 годах было внедрено 100 000 промышленных роботов и в результате появилось 270 000 дополнительных рабочих мест, то есть больше, чем две новых вакансии на каждого робота». В 2016 году в США и Канаде наблюдался дефицит рабочих в промышленности секторе — 2 миллиона вакансий не были заполнены. Причиной стало «старение» профессии, рабочие специальности не привлекательны для молодежи, средний возраст рабочего - 45 лет. Но в США благодаря роботизации за последние 20 лет объем производства обрабатывающей промышленности с поправкой на инфляцию вырос почти на 40%, а годовая добавленная стоимость на американских заводах достигла $2,4 трлн. Современные рабочие лучше образованы, больше зарабатывают и производят более ценные продукты. «Меньшее число рабочих производит значительно больше качественных  продуктов. То есть роботы не крадут рабочие места, они улучшают их», - отмечает Мэтью Рендалл, CEO OTTO Motors.

Похожая по сути, но более масштабная проблема существует и в России. Мы близки к дефициту трудоспособного населения, так что без автоматизации производств нам наши богатства не освоить.

Роботизация дает новое качество жизни людям. Благодаря автоматизации и роботизации производств люди могут работать из дома, улучшать свою жизнь и развивать локальные производства. Например в Китае, где наблюдается взрывной рост роботизации, выросла предпринимательская активность - люди реализуют свои бизнес-идеи, причем сразу внедряют на малых предприятиях труд машин - роботы третьего поколения - доступное масштабируемое решение для малого бизнеса.

Государственная поддержка


Это еще один очень мощный драйвер развития промышленной робототехники. Правительства стран, лидирующих в сфере автоматизации производств, инвестируют в развитие робототехники.

В ЕС действует программа государственных грантов SPARC — Дорожная карта развития робототехники в Европе Robotics 2020, предусматривающая финансирование на сумму свыше 700 млн евро.

В Японии реализуется “Стратегия Японии в области робототехники. Видение, стратегия, план действий” (Japan’s Robot Strategy —  Vision, Strategy, Action Plan). В 2016 году Правительство Японии выделило в рамках программы $270 млн.

В США за три года через исследовательские гранты распределено $2 млрд. в рамках программы A Roadmap for US Robotics From Internet to Robotics. National Robotics Initiative 2.0.

В 2018 г. в Южной Корее стартовала программа Intelligent Robot Industry Development Strategy - $467 млн корейское правительство выделит на увеличение рынка робототехники и автоматизации до $6,15 млрд к 2022 году.

С 2006 г. в КНР реализуется «Государственный средне- и долгосрочный план развития науки и технологий», рассчитанный на период до 2020 года. А в 2015 г. была выпущена программа «Сделано в Китае-2025». Она включает в себя фонд в 300 млрд долл. на развитие высоких технологий и промышленного производства. Ее дополняют программы «Руководство о содействии производству  промышленных роботов»  и «План развития робототехнической отрасли» (2016–2020), согласно которым на формирование полной системы производства промышленной робототехники в 2017-2020 годах Правительство КНР должно было выделить более $59 млрд.

В России в 2017 году.  утверждена дорожная карта «Технет» Национальной технологической инициативы (НТИ). На финансирование программы в 2017-2019 годах предусмотрен бюджет 15,6 млрд рублей (7 млрд рублей - внебюджетные средства). Дополнительные средства предусмотрены в рамках отдельный отраслевых госпрограмм - развития судостроения и развития авиационной промышленности. Программа по обеспечению импортозамещения промышленности РФ также дала значительный толчок развитию отечественных предприятий, в том числе разрабатывающих и производящих промышленных роботов.

Однако несмотря на усилия правительств, развитие технологий и ряд социальных и финансовых факторов число установок роботов в промышленности в 2019 году по сравнению с 2018 годом, по данным IFR, не выросло, а по прогнозам консалтинговой компании BCG к 2025 году только 25% всех задач в промышленности будут выполнять роботы. Темпы роботизации кажутся несопоставимыми с теми преимуществами, которые могут получить компании. Что же мешает промышленникам внедрять “умных” помощников на заводах?

Барьеры роботизации производств


Существует ряд факторов, препятствующих роботизации производств, - компании и люди не готовы использовать новые возможности из-за ряда фундаментальных причин.

Технологические барьеры


Нетехнологичность продукции. Предприятия, работающие уже много десятилетий и применяющие ручной труд, выпускают продукцию, конструктивные особенности которой не позволяют полностью автоматизировать процесс ее производства. При разработке технологии производства продукции не учитывалась возможность применения роботов, процесс ее производства рассчитан на использование ручного труда. На таких предприятиях роботизировать можно только отдельные операции, а полная автоматизация потребует пересмотра параметров и различных свойств выпускаемой продукции, а также всего технологического цикла

Необходимость пересмотра всего процесса производства. Внедрение робота на одном участке производства неизбежно приводит к необходимости пересмотра всего производственного процесса. Это логично - робот меняет не только скорость, но и ритмичность выполнения всех операций в производственной цепочке. Если оставить процесс без изменений, людям на смежных участках будет сложно успевать за машиной.

Финансовые барьеры


Инвестиции на этапе внедрения. Роботизация производств требует значительных инвестиций. Безусловно, можно начать с автоматизации отдельных операций, но этим вряд ли удастся ограничиться. Модернизация производства - ресурсозатратный процесс.

Недостаток “дешевых длинных денег”. Производственным компаниям сложно найти доступный кредит на новое оборудование.

Социальные барьеры


Сопротивление персонала. Исследование профессора Университета Де Монфор в Лестере (Великобритания) Джонатана Пейна показало, что большинство работников саботируют внедрение роботов из-за чувства дискомфорта. Люди отмечают, что им сложно воспринимать присутствие роботов, они привыкли полагаться на людей. Не готовы опираться на статистику и руководители, - нередко опытные начальники смены предпочитают по старинке пройтись по цехам, поговорить с людьми и принять интуитивное решение.

Страх сокращения рабочих мест. В странах, лидирующих в сфере роботизации производств, у людей возникают панические настроения в связи с опасением потерять работу и остаться невостребованными. С 2000 по 2010 год в США и Канаде исчезли 5,6 млн рабочих мест. 85% были потеряны из-за роста продуктивности, связанного с заменой людей машинами. Эксперты ожидают, что к 2030 году роботы займут 30-38% рабочих мест в США, Германии, Великобритании. В этих странах возникают целые движения, выступающие против роботизации производств и сокращения рабочих мест.

Дешевая рабочая сила. В некоторых регионах, в том числе и в России, труд людей по-прежнему стоит очень дешево. И промышленникам экономически выгоднее отложить модернизацию производств и по старинке использовать дешевую рабочую силу.

Кадровый голод. Хотя во всем мире отмечается снижение дефицита квалифицированных инженеров, в России он по-прежнему высок. Из-за кризиса в промышленном секторе в 90-х - 2000-х в тот период многие выпускники технических вузов не пошли работать на заводы. И сегодня технические специальности по-прежнему не привлекают молодежь, поэтому в России  критически мало квалифицированных инженеров, способных качественно спроектировать робототехническую систему и провести ее внедрение.

Нет сомнений в том, что в перспективе на заводах будут трудиться роботы, однако открытым остается вопрос, в какой перспективе. Безусловно, факторов подталкивающих автоматизацию производств, больше, но некоторые из барьеров, тормозящих преобразования, фундаментальны - скорость адаптации людей к изменениям невысока и заставить людей выйти из привычной зоны комфорта могут только весомые факторы, впрочем глобальный стресс, связанный с COVID-19, может стать одним из них.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза