Forbes Council Никита Корыстин
3051
0

Цифровое общество не сможет существовать без управленца

Цифровое общество не сможет существовать без управленца
Несмотря на многочисленные препятствия, цифровизация шагает по миру. Ей по силам любые физические преграды: границы, народы, языки. Попутно она меняет рынок труда. Все длиннее список «умирающих» профессий, то есть уходящих в прошлое навыков, которыми машина может овладеть лучше и быстрее. Ведь автомату в этих случаях не нужны руки и голова. На смену многим человеческим функциям придет банальный фрагмент программного движка.
И здесь возникает логичный вопрос: можно ли автоматизировать процесс управления и труд менеджеров? А что если функционал исполнительного директора в компании передать роботу? Или все-таки есть позиции, где без человека нельзя?
Тезис старшего поколения о том, что только человеку присуще личностное начало, не устарел. Только человек в состоянии наполнить мир эмоциями и ощущениями, привнести в рутинное дело вдохновение, заразить коллектив ответственностью, испытывать страсть к победе. То есть только человек способен на конкуренцию.
Поколение Y тут же усомнится: искусственный интеллект, действительно, пока не способен на эмоции и иррациональное мышление, но только пока. Уже сейчас существуют программы, которые генерируют идеи. Пока они несовершенны, но только на первый взгляд. И сегодня есть те, кому весьма далеко до искусственного интеллекта.
И, наоборот, имеются вполне успешные люди, чьи возможности превосходят любой машинный интеллект. Особенно в номинации «творческая жилка и изобретательность». А именно эти качества особенно необходимы в управлении.

Прирожденному CEO-человеку нельзя расслабляться?

Исполнительный директор — человек, освоивший традиционные для менеджера науки. Это стратег и аналитик. Но не только. Все успешные компании гордятся своими CEO как многогранными личностями, то есть их профессионализмом и личностными качествами. Как правило, эти руководители — виртуозы коммуникаций.
И действительно, они не просто раздают приказы, по сути, они творят — определяют, кто, где, когда и о чем должен договориться, какие решения принять. Умелое манипулирование контактами открывает путь к успеху. Современный руководитель должен стать многопрофильным, иметь достаточный уровень знаний в тех областях, где ему приходится вращаться, чтобы бизнес развивался. Значит, можно расслабиться? Отнюдь нет!
Исследование WEF The Future of Jobs показало, что внедрение новых технологий к 2022 году существенно изменит рынок труда. Исчезнет 75 млн рабочих мест. Одновременно уйдут в прошлое некоторые специальности. Но не стоит сразу впадать в уныние. Потребуются новые навыки и профессии. Откроется 133 млн новых рабочих мест. Если в 2018 году роботы обеспечивали 29% всех рабочих часов, то в 2025 году эта цифра вырастет до 52%.
С новыми условиями труда столкнутся не только обладатели рабочих специальностей. Даже СЕО окажутся в ситуации, когда им придется работать в новых условиях, а значит, овладевать адекватными изменившемуся рынку компетенциями.

Легко ли управлять машиной?

В современных условиях на принятие решения уже не остается времени. Сложно обучить робота ждать подходящего момента. А это означает, что для СЕО время — ценный ресурс. В эпоху цифровизации у руководителей не будет шанса исправить ошибочное решение в возникших непредвиденных обстоятельствах. У них попросту не будет на это времени. Значит, предстоит овладевать навыком принятия сбалансированных решений, которые никому не вредят, но одновременно активизируют развитие. Это особенно важно для развивающегося бизнеса, который хочет войти в круг успешно растущих компаний.
Примеры таких перспективных подходов имеются в интернет-маркетинге. Владельцы этого бизнеса изначально видят свой бизнес под другим углом. Они успешно обходят все трудности, с которыми приходится сталкиваться в российских условиях.
Работникам таких компаний всегда доступна актуальная информация о бизнесе. Они используют для общения с партнерами и клиентами социальные сети, чаты и мессенджеры. Это увеличивает скорость обмена информацией. Руководитель такой компании тоже всегда на связи со своими сотрудниками. И всегда в курсе последних событий.
В качестве доказательства справедливости сказанного может служить информация, что отрасли, интенсивно использующие высокие технологии, растут в 1,7 раза быстрее других. А компании, которые используют для общения с клиентам дистанционные каналы, сокращают трудозатраты в 8–9 раз.

Человек больше не нужен?

Развитие цифровых технологий не означает, что теперь всецело можно положиться только на них. Цифровизация — «вкусная приправа» к хлебу насущному.
Благодаря автоматизации и роботизации производительность труда к 2022 году вырастет на 30% по сравнению с 2015 годом. Если вообразить, что такого результата добилась конкретная компания, это означает невероятный успех.
Понятно, что насладиться результатом сможет только человек. Так же как и добиться его могут только люди, которых направлял и организовывал грамотный и современный СЕО. Он управлял цифровой трансформацией, использовал Big Data, разрабатывал стратегию, каждый день умело реализовывал задуманное, то есть занимался стратегическим планированием.
Исследования регулярно корректируют тезисы околонаучных фантазеров. Так, только 25% рабочих мест могут подвергнуться автоматизации. И то лишь на 70%. Все остальное будет оставлено за человеком. А это означает, что исполнительному директору будущего очень важно будет уметь выстраивать работу с удаленным персоналом и проектными командами, а иногда и перенаправлять ее в автоматическое русло. И, разумеется, научиться гибкости управления.
Экономический ландшафт в 2022 году будет состоять из четырех основных технологических черт: высокоскоростного мобильного интернета, больших данных, искусственного интеллекта и облачных технологий.
Руководитель будущего не сможет быть ретроградом. Ему предстоит обучаться организации закупок в новой среде. Освоить огромное количество оцифрованных систем и процессов, эффективно использовать инструменты на основе ИИ и других технологий. Научиться читать и понимать потоки данных. Постоянно совершенствоваться в digital-инструментах, PR.
Руководителям для поддержания конкурентоспособности компании как на российском, так и на международном рынке предстоит быть начеку. Необходимо идти в ногу со временем, выводить свои компании на внешние рынки, использовать механизмы государственной поддержки, формировать альянсы, быть ориентированным на результат. Но самое главное, не нужно забывать, что вовсе не уникальные обстоятельства приносят успех, а умение по максимуму использовать их преимущества.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза