Блоги Ксения Жбанова
862
1

Как коронавирус повлиял на рынок ювелирных изделий



 

Из-за коронавируса выручка производителей люксовых ювелирных изделий и часов может сократиться на четверть. Но речь идет не только о крупных международных компаниях. Средний и малый бизнес в России тоже ощутил на себе последствия заболевания. Цены на логистику выросли сразу на 15%, а новые коллекции начинают выпускать из старых стоков.

Коронавирус бушует уже более двух месяцев. Паника охватывает не только обывателей, но и бизнес. Больше остальных страдают нефтяные компании, продажи которых значительно сократились, авиаперевозчики и турфирмы. Ритейлеры тоже попали под удар: сокращение количества китайский туристов значительно отразилось на розничной торговле и особенно на товарах класса люкс. В этом сегменте на китайцев приходится более 15% покупок в Москве и Петербурге и 35% во всем мире. Среди товаров класса люкс наиболее сильный удар пришелся на производителей ювелирных изделий и часов, таких как Swatch и Richemont. По подсчетам банка UBS, половину выручки этим компаниям генерируют именно китайские потребители. Но в последнее время они снизили потребительскую активность.

 

Карантин на рынке

Однако коронавирус затронул не только глобальные бренды с многомиллиардными продажами, но и небольших российских производителей и ритейлеров, среди клиентов которых китайцев почти нет. Вспышка коронавируса подняла цены на логистику, пошатнула курс рубля, сделав закупки из-за рубежа менее выгодными. Китай на протяжении последних лет являлся лидером по импорту ювелирных изделий и бижутерии - на его долю приходится почти 40% всех поставок ювелирных украшений в Россию - но в этом году ситуация может измениться.

Производители пострадают не так сильно, как продавцы китайской продукции. Драгоценные металлы и камни добываются внутри страны и есть надежда, что стоимость логистики вернется к прежнему уровню. Куда большей проблемой становится нестабильность рубля, закупки сырья стали накладнее, а население не спешит покупать предметы роскоши.

Для ритейлеров же ситуация куда сложнее. Китай сократил поставки продукции и склады не пополняются. И хотя запасы старых коллекций потенциально могут удовлетворить спрос, потребителя в первую очередь интересуют новинки и бестселлеры.

В среднем стоимость импортных материалов выросла на 20-30%. Поставщики объясняют это тем, что почти половина рейсов, которыми привозили материалы из Китая, отменили. Конечно, это временное явление, но пока неясно, как долго оно продлится. По нашим оценкам, цены для конечных потребителей в магазинах в среднем также вырастут на 10-20%.

 

Раньше мы мечтали быть как Zara, сегодня - это единственно возможная стратегия в fashion.


Благодаря коронавирусу у нас появился шанс почувствовать себя Zara в сфере украшений и выпускать новые коллекции каждые две недели. Хотелось бы сказать, что дело только в переизбытке креатива внутри компании или тестировании гипотез в востребованности того или иного дизайна. Но увы.  Причина более прозаична. Нам приходится работать со стоками материалов, которые есть сейчас у поставщиков, потому что тех камней и металлов, которые были в наших коллекциях, пока нет.

Создание новых коллекций – это всегда дополнительные расходы. Работа дизайнера, менеджеров, отдела продакшена. В целом разработка новой коллекции из 30 украшений занимает почти месяц. В процессе участвуют как минимум 5-6 человек. Все это дополнительная нагрузка к происходящим бизнес-процессам в компании, а значит и дополнительные расходы с отложенной прибылью. Зато, для покупателей - это очевидный плюс. Если раньше коллекции обновлялись раз в 2-3 месяца, то сейчас обновления станут регулярными.

 

Черный лебедь для бизнеса

 Коронавирус оказался “черным лебедем” почти для всех отраслей экономики. Одно из громких событий - перенос крупнейшей в мире ювелирной выставки в Гонконге – HKTDC. Впервые за историю она была перенесена на три месяца: с начала марта на конец мая. Это пошатнуло большое количество компаний в индустрии, начиная от почти 5000 компаний-участников, заканчивая около 100 000 посетителей, большинство из которых – байеры.

Ситуация с Китаем еще раз подтвердила, что нельзя забывать о диверсификации в бизнесе. Нужно иметь несколько поставщиков и несколько линеек товаров. “Черный лебедь” проплыл чуть дальше от тех, кто заточен на эконом-сегмент, для которого не требуются редкие и дорогостоящие материалы. Но в целом сейчас мы видим, что сильной паники в индустрии нет, и  китайские фабрики уже начинают работать. Остается открытым вопрос логистики и курс доллару к рублю.

 

 

 
Этот материал опубликован на блог-платформе Forbes. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

1
Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о
Max Urazaev

Ксения, спасибо, полезный материал. Интересная аллегория с «черным лебедем»!