Forbes Council Питер Крумменахер
3417
0

Экстрадиция: можно ли найти надежное убежище? И почему Великобритания возглавляет «золотой список»?

Недавняя история с преследованием американскими налоговыми службами Олега Тинькова заставила многих бизнесменов и состоятельных людей задуматься о вопросах экстрадиции. Ведь практически никто не застрахован от того, что однажды тебя объявят преступником и начнут разыскивать по всему миру. Как это происходит и что делать в этой ситуации?

Все сложно

В теории многие страны поддерживают идею выдачи преступников государствам, где было совершено преступление. Действительно, кому хочется прикрывать нарушителя закона и вредить своей репутации. Но на деле все гораздо сложнее. Во-первых, нормы международного права не имеют единой практики их применения. Во-вторых, каждая страна имеет свое законодательство, и определение преступления у каждого свое, а экстрадиция применяется только в том случае, если на территории обоих государств человек по закону совершил преступление. В-третьих, политические отношения между странами всегда играют важную роль в таких вопросах. Выдача/невыдача потенциального преступника зачастую становится политическим решением.

Как это происходит

Сам процесс экстрадиции в каждой стране выглядит одинаково. Например, гражданин России подозревается в преступлении. Когда он не является к следователю, устанавливается его местонахождение за границей. Ему заочно предъявляется обвинение, и российский суд избирает меру пресечения в виде заключения под стражу. Далее следователь обращается в Интерпол МВД России, откуда материалы дела отправляются в страну пребывания «преступника». Человека задерживают и местный суд решает вопрос об экстрадиции. Во время рассмотрения дела подозреваемый находится либо в тюрьме, либо под домашним арестом.

Во время суда обвиняемые пытаются убедить суд в своей невиновности. Часто они   ссылаются на то, в стране, которая хочет их экстрадиции, они не могут рассчитывать на справедливый суд или на нормальные условия пребывания в тюрьме. Один из аргументов, которые иногда упоминают обвиняемые, - преследование по политическим мотивам. Если суд оказывается на стороне обвиняемого, ему чаще всего дают политическое убежище.

Как избежать экстрадиции

Но все же в первую очередь важно учитывать отношения между двумя странами. Россия, например, подписала двусторонние договоры об экстрадиции примерно с 65 странами. Очевидно, что такие страны быстрее выдадут подозреваемого россиянина. Но целый ряд стран может отказать России в экстрадиции. Ежегодно Россия отправляет несколько сотен запросов об экстрадиции, из которых удовлетворяется примерно 10-20%. Именно поэтому многие состоятельные граждане заранее покупают недвижимость или получают резидентский статус (альтернативное ВНЖ или гражданство) в государствах, в которых, в случае неприятностей, можно будет рассчитывать на победу в суде. В «золотом списке» россиян Великобритания, США, Франция, Израиль, Швейцария, Монако. В последнее время в связи с напряженными отношениями между Россией и Украиной граждане этих стран зачастую выбирают страну-соседку в качестве убежища.

Специалисты сходятся во мнении, что для россиян все же Великобритания является любимым страховым полисом. Для получения статуса резидента этой страны необходимо инвестировать в британскую экономику от GBP 2 млн. Спрос на инвесторскую визу Tier 1 растет. Если посмотреть на общую статистику по этой визе, то за первые три квартала 2019 года визу получили 304 инвестора, за этот же период в 2018 году – 284 инвестора, в 2017 году – 273. Инвесторская виза выдается в течение нескольких недель, а через 5-6 лет можно даже получить британское гражданство. Некоторые инвесторы сначала получают гражданство Кипра или Мальты по инвестиционным программам за 1-2 года, и перебираются в Великобританию как граждане ЕС. Но стоит отменить, что для получения инвесторской визы, как и в случае с ВНЖ и гражданством любой страны, необходимо пройти строгую проверку на благонадежность, которая исключает судимость заявителя. К тому же британцы все более тщательно изучают источники происхождения средств новых резидентов, в особенности для покупки недвижимости. Недавно стало известно, что местные службы по отмыванию денег взялись за один элитный особняк в центре Лондона. Особняк принадлежит  компаниям, базирующимся в налоговых гаванях, а его жильцом, по информации СМИ, числится Нурали Алиев, внук бывшего президента Казахстана.Имущество было заморожено до окончания судебного процесса. То есть Великобритания сама может стать инициатором проверок, если к благонадежности резидента страны есть претензии.

***

Каждый состоятельный предприниматель или инвестор должен заранее продумывать разные сценарии неприятных событий, даже если нет видимых оснований для тревоги. Покупать билет на ближайший рейс в любую страну при каждой проблемной ситуации – не выход. Всегда лучше посоветоваться с экспертами, которые помогут выбрать правильную «страховку».
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза