Forbes Council Дмитрий Пешнев-Подольский
3047
1

Коронавирус: главное, без паники

Коронавирус: главное, без паники
 

Новый вирус родом из Китая никого не оставил равнодушным и завладел умами каждого – новости кишат пугающими заголовками, по всему миру люди скупают продукты и медицинские маски, компании разрабатывают планы перехода на удаленный режим работы, происходит обвал фондовых рынков, целые города попадают под карантин. Мир балансирует на грани пандемии. Музыканты пишут треки, основанные на последовательности ДНК штамма вируса, а наше все, Герман Греф, уже пообещал грант на создание вакцины и разработал математическую модель, предсказывающую распространение вируса, пообещав поделиться ей с Минздравом.

По словам Рэя  Далио, основателя крупнейшего в мире хедж-фонда Bridgewater Associates,  вирус оставит скорее «большое эмоциональное влияние», нежели экономическое. На его взгляд существуют три разные перспективы, которые не стоит путать межу собой: сам вирус, экономическая реакция на него и действия рынка и общества.   

С точки зрения науки и статистики черт не так страшен. Количество вновь заболевших меньше, чем выздоровевших, а летальность заболевания составляет около 3% по официальным данным, а до 40 лет менее 0,2%. Стоит напомнить, что это не первый случай распространения вируса подобного типа. В 2002 году в Китае был обнаружен коронавирус SARS, атипичная пневмония. В течение полутора лет он распространился по другим странам и континентам, заразив около 8,5 тысяч человек и продемонстрировав смертность 10%. В мае 2003 ВОЗ констатировала, что SARS  «первое тяжелое инфекционное заболевание, возникшее в 21 веке, и представляет собой серьезную угрозу для глобальной безопасности и устойчивости и роста экономики». Ничего не напоминает? Однако в 2003 году вирус самоликвидировался – все заболевшие либо умерли, либо вылечились. В 2012 году на Аравийском полуострове возник новый коронавирус MERS с летальностью до 35%. Эта инфекция фиксируется до сих пор, но не распространилась территориально и поражает всего около 150 человек в год.  

За последние десятилетия человечество сталкивалось помимо коронавирусов с эпидемиями Эболы, коровьего бешенства, свиного и птичьего гриппа, ВИЧ, холеры. Эти болезни либо исчезли, либо начали профилактироваться вакцинацией либо же появились методы лечения и купирования с последующей нормальной жизнью зараженного. А есть и те, которые уже особо не пугают, несмотря на высокую смертность (свиной грипп).  Вряд ли новый коронавирус станет исключением.  

Коронавирус-2019 распространяется гораздо активнее своих предшественников за счет более легкой формы протекания и низкой смертности – зараженные еще несколько дней хорошо себя чувствуют и занимаются своими обычными делами, а некоторые зараженные так и не узнают, что болеют коронавирусом, списывая на обыкновенную простуду, и распространяют вирус, передвигаясь по городу и путешествуя. Это стало причиной массовой тревоги и множественных карантинов, хотя и является несомненным плюсом вируса – шансы, что болезнь нанесет масштабный ущерб человечеству, минимальные. Новая инфекция имеет все шансы стать пятым известным человеческим коронавирусом, вызывающим обычную ОРВИ.   

В силу вышеназванной причины, легкого течения болезни в большинстве случаев, оценить смертность достаточно сложно, ведь числитель, количество смертей, мы знаем, а вот о знаменателе, числе зараженных, можем только догадываться. По официальным данным летальность заболевания составляет около 3%, но это число рассчитывается лишь на основании подтвержденных случаев заражения, то есть в действительности смертность гораздо ниже.  К тому же болезнь угрожает в основном пожилым людям и больным хроническими заболеваниями, в первую очередь сердечно-сосудистыми. В зоне риска люди 80+, они чаще заражаются и имеют достаточно высокую смертность до 15%. Смертность молодых людей в возрасте до 40 лет даже по официальной статистике достигает лишь 0,2%, да и вероятность заразится у них крайне низкая. Для детей рисков нет вообще – нет ни одного подтверждённого случая заражения ребенка в возрасте до 10 лет.  

Поэтому как бы цинично это ни звучало, даже в случае распространения по всему миру вирус не способен нанести серьезный урон репродуктивной и экономическим активной части населения. Мини-моделью можно считать ситуацию на борту лайнера Diamond Princess: более трех тысяч людей под карантином, заразились из них около пятисот, всего две смерти, восьмидесятилетняя пара.  

Существенно более разрушительное влияние может оказать и уже оказывает именно паника, эмоциональное воздействие вируса и даже сами методы борьбы с его распространением, сдерживающие производство и распространение товаров и услуг и бьющие по мировой экономике. Трейдеров захватили панические настроения. Потери настигли все биржи: американские, европейские, азиатские, российские.  За неделю индекс S&P 500, отражающий капитализацию пятисот крупнейших компаний, упал более чем на 12%, потери оцениваются в 3,5 триллиона долларов. Для американских рынков аналитикам пришлось искать данные со времен Великой депрессии, чтобы найти точки такой же крутой коррекции. Аналитики Уолл-стрит предупреждают, что худшее еще впереди. Индексы Московской биржи также снижаются, и если вначале меньшими темпами, то в последние дни уверенно увеличивают темпы падения. В Китае из-за ограничительных мер, остановки многих заводов, экспорт за январь-февраль упал на 17 процентов.  Наблюдается растягивание или даже разрывы глобальных цепочек поставок. Многие компании и в прочих странах, в том числе в России, терпят убытки. Сильнее всего досталось туристическому бизнесу и транспортной отрасли. 

ВВП Китая уже недосчитается в этом году 2%, потери мирового ВВП аналитики оценивают в $1 триллион, снизив уровень ВВП на 1,3%. Вероятно, такие реакции на вирус, как «социальное дистанцирование», приведут к значительному, но краткосрочному, экономическому спаду, за которым последует рост и возвращение всего на круги своя. Будем надеяться, что прогнозы многих специалистов о V-образном сценарии подтвердятся, и коронавирус не оставит большого устойчивого экономического эффекта. Он в любом случае предполагает техническую и экономическую рецессию и определенные трудности мирового масштаба, которые демонстрируются уже сейчас. После чего производства, экономика и вовлеченность людей в социальную жизнь начнут восстанавливаться уже к концу 2020 года. 

Статистика также позволяет надеяться на это. Исторически реакция рынков на эпидемии и быстро распространяющиеся болезни бывает недолгой. Сначала они падают, но затем быстро начинают расти. Так индекс S&P вырос на 15% через пол года после первого появления SARS, на 19% после свиного гриппа и на 12% после птичьего. Однако эксперты подчеркивают, что важно не обобщать прошлые результаты эпидемий. «Скорость риска – скорость, с которой основные риски и события «черного лебедя» могут влиять на цену активов, повышается на сегодняшних рынках по сравнению с десятью годами назад по трем ключевым причинам. Новостной цикл в социальных сетях, взаимосвязь глобальных цепочек поставок и дорогой фондовый рынок делают сегодняшний мир более уязвимым для событий черного лебедя», - отметил Сима Шах, главный стратег в Global Investors.  

Еще один повод для отсутствия паники – достаточная цифровизация современного мира, большинство компаний способны перейти на удаленную работу. Вся необходимая телеком-инфраструктура у нас уже есть – в каждом доме в крупных городах есть высокоскоростной интернет, работа из дома скоро станет обыденной и массовой практикой. В Китае случился настоящий бум цифровых сервисов, некоторые сегменты экономики, ранее в большей степени существовавшие офлайн, буквально за несколько месяцев совершили «прыжок в цифровое будущее». Около 170 миллионов китайских школьников и студентов обучаются только в онлайн-режиме. Сервисы по интернет-репетиторству получают многомиллионные прибыли, по экспоненте растет онлайн-торговля. Стоит отметить, что некоторые отрасли и раньше пытались перейти на «цифру», но только сейчас эпидемия коронавируса дала этому тренду импульс настолько мощный, что повальная цифровизация произошла почти автоматически. Конечно, мы пока не дошли до роботизации рабочих мест на заводах и доставки дронамино, когда такой сценарий реализуется, новый постиндустриальный мир похоронит любой коронавирус  

Технологии уже сыграли позитивную роль в борьбе с вирусом, человечество готово к нему как никогда. Два лидера в области распознавания лиц, Baidu и Megvii, развернули системы обнаружения короновируса на ж/д станциях. Они могут обнаруживать аномальные температуры тела и сообщать об этом. Дроны наблюдают с высоты и напоминают людям о необходимости надеть маски. Alibaba разрабатывает систему цветовой кодировки для классификации людей на основе данных о состоянии здоровья, истории поездок и покупок. Статус китайцев, которые пересекали любую область с группой подтвержденных случаев короновирус или покупали определенные лекарства, будет понижен с зеленого до желтого. В последние недели люди возвращаются к работе и ситуация нормализуется.

Тем печальнее видеть сегодняшнее вертикальное пике рынков и нефти буквально на ровном месте. Нежелание политиков договариваться по продлению ограничений добычи нефти на фоне продолжающейся паники из-за вируса, создали условия для идеального шторма. Мы видим хрестоматийного черного лебедя, когда одновременное возникновение маловероятных событий может привести к катастрофе. Остается надеяться, что и политики и обычные инвесторы прислушаются к голосу разума, ну а пока мы наблюдаем крупнейшее падение рынков за несколько десятков лет.

(Дмитрий Пешнев-Подольский, председатель правления АО "БКС Банк", Сергей Хайруллин, и.о. директора по рискам АО "БКС Банк")
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза