Forbes Council Анна Зайцева
14379
0

Как привлекать больше клиентов, развивая комьюнити вокруг бренда

Как привлекать больше клиентов, развивая комьюнити вокруг бренда
Target Girl — это школа digital-маркетинга. Мы учим работать с соцсетями и контекстной рекламой, скоро запустим университетский курс по психологии рекламы и копирайтинга. Расскажу, зачем строю комьюнити, как я это делаю, и что это дает бизнесу.

Сообщество как фундамент для бизнеса

Мой бизнес начался с увлечения интернет-маркетингом. Когда я работала в SMM-отделе рекламного агентства, завела канал в Telegram и делилась своими кейсами. Рассказывала, как настраиваю рекламные кампании и какой результат это приносит клиентам. 

Чтобы лучше разбираться в профессии, я посещала курсы, смотрела вебинары и читала книги по маркетингу, но у всего этого была одна большая проблема. Ни один курс не давал полного понимания профессии и всех необходимых навыков. В своем Telegram-канале я старалась исправить эту ситуацию и делилась тем, что действительно нужно каждому digital-маркетологу. Подписчики задавали вопросы — а я отвечала, так и получался полезный контент.

Спустя какое-то время в моем Telegram-сообществе появлялись вопросы, а нет ли у меня полноценного обучения профессии. Когда я убедилась, что на обучение есть спрос, запустила первый курс — это было в мае 2017-го. Так подписчики канала сами подкинули мне идею. В итоге моя школа существует уже три года.

Зачем строить сообщество


С момента запуска первого курса я ни на секунду не забрасывала развитие комьюнити, и на это есть несколько веских причин:

1. Лояльность. Сообщество — это мощнейший инструмент прокачки LTV, потому что повышает лояльность клиентов. Когда студент знает, что в любой момент может задать вопрос, на который ответят, ему приятно находиться в таком сообществе. Ведь каждый хочет быть услышанным. Лояльные клиенты запоминают комьюнити в положительном ключе и советуют его друзьям, которые тоже интересуются интернет-маркетингом.

2. Сарафанное радио. Наши комьюнити-чаты – это уже что-то самостоятельное и живое. Его участники сами обмениваются полезными материалами, отвечают на вопросы, делятся вакансиями или наоборот, ищут сотрудников. Конечно, на фоне этого спамить рекламой неправильно. Интересное комьюнити, которое приносит пользу, быстро набирает популярность. Участники сообщества рассказывают о нем своим друзьям, и в результате около 30% учеников школы Target Girl — это ребята, которые пришли по сарафанному радио.

Была такая история: муж Юли Кузнецовой, ученицы 3-го потока (сейчас их уже 20) хотел получить доступ к чату комьюнити. Они оплатили со скидкой второе обучение, хотя могли просто посмотреть уроки курса вместе (тогда у нас был только онлайн). Но он очень хотел быть в чате, поэтому оплатил и прошел курс отдельно. Настолько его мотивировала возможность общаться с учителями и учениками в любое время.


3. Развитие. От участников комьюнити я и наша команда часто получаем полезные идеи по развитию школы и улучшению курсов. Мы уделяем одинаковое внимание и позитивным, и острым комментариям, потому что в обоих случаях узнаем, куда расти и над чем работать. Бизнесу важно понимать, чего на самом деле хочет клиент, а сообщество — бесплатный и сравнительно простой способ получить искренние мнения.

4. Единомышленники. Крепкое сообщество превращает бизнес в живую экосистему, где есть обмен мнениями, советы, инсайты, кейсы, рекомендации. Любой участник, приходя к нам, может поделиться своими наработками или посмотреть, как работают более опытные маркетологи. В сообщество часто приходят работодатели, которые приглашают участников на проекты. Даже если у участника вообще нет опыта в маркетинге, его могут забрать на стажировку, где он прокачает навыки. Комьюнити выгодно работодателям: найти толкового специалиста не всегда просто, причем в любой сфере деятельности.

Павел Новожилов, выпускник курса «Social Media Маркетолог», 1 поток, участник комьюнити

«Я закончил первый поток онлайн-школы TargetGirl. Долго сомневался, нужно ли мне это и получу ли необходимые знания. Тем более, это был первый поток и доверия было мало. Подкупило интересное ведение канала в Telegram и общение с Олегом, которое развеяло все сомнения.

Обучение было на уровне. До сих пор, натыкаясь на онлайн-школы в интернете (а их рекламируют мне множество) я удостоверяюсь, что выбор, сделанный более трех лет назад, был верным.

После выпуска я продолжил самообучение и решил, что нужно свои знания монетизировать. Олег порекомендовал меня в агентство, где и работаю до сих пор.

Что дало мне сообщество, а точнее — чат с учениками, окончившими школу?

Я получил огромный круг общения по своей специальности, поддержку и связи с некоторыми учениками, которые ведут нужных мне блогеров и сообщества.

Я вырос как профессионал и могу помочь начинающим. Почти каждый день даю советы в чате онлайн-школы, постоянно мелькаю в мессенджере. Со временем ученики TargetGirl стали писать в личные сообщения с различными небольшими проблемами. Обычно просят помочь с рекламой, общением, спрашивают, как оценить стоимость своих услуг и т. д. Я всегда помогаю, если знаю решение.

Бывало, что просили вести проекты «от и до». Я соглашался помочь советами, но не погружался в проект. На моей памяти было 4 человека, которые выросли из обычных начинающих фрилансеров в опытных smm-щиков, у многих появились свои дизайнеры, копирайтеры и так далее.

Прекращу ли я помогать? Скорее всего, нет! Если только Telegram не заблокируют. Ведь мои советы приносят пользу, и эта помощь оборачивается хорошим настроением от того, что помог кому-то, а человек вышел из неудобного положения с настройкой рекламы или в общении с клиентом».

Как мы создаем комьюнити

Комьюнити – это сообщество, в котором люди объединены какой-то общей идеей, обмениваются какими-то ресурсами (в нашем случае это знания, вакансии, навыки). В таком сообществе действуют свои гласные и негласные правила вроде не скидывать откровенную рекламу или не разговаривать на совсем отвлеченные темы.

Появляется особый стиль общения, культура, традиции. И это совсем не просто сообщество в ВК/Instagram, где ты что-то постишь, а остальные общаются в комментариях. Нет, эти люди вместе что-то создают, и не за деньги, а ради интереса.

Мы развиваем комьюнити в онлайне и офлайне параллельно.

Онлайн. Когда студент записывается на обучение, мы приглашаем его в чат для обсуждения занятий и связи с преподавателем. Там он постоянно получает новые знания, общается с другими студентами и преподавателями, может попасть на стажировку или фултайм-работу. 

Есть и общий чат между всеми студентами и выпускниками школы — для общения обо всем на свете. Часть выпускников, конечно, забывает о чатах сразу после окончания курса, а некоторые присоединяются к обсуждениям, задают вопросы, делятся опытом работы и подкидывают идеи по улучшению курсов. Некоторые студенты, которые занимались у меня два—три года назад, до сих пор активно общаются в чате и помогают новичкам освоиться. 

Фактически ребята берут на себя некоторые функции комьюнити-менеджеров и даже кураторов обучения — но если кураторам нужно платить зарплату, то участники чата общаются с новенькими просто потому, что им это нравится.

Офлайн. Мы регулярно проводим выпускные и вместе встречаем праздники. Для тех, кто прошел обучение довольно давно, организуем различные мероприятия: можем пойти поиграть в боулинг или посидеть за настольной игрой в антикафе. На мероприятия всегда приходят партнеры проекта, поэтому любые посиделки — это еще и возможность познакомиться с будущим работодателем. У нас много кейсов, когда нам удавалось помочь ребятам найти работу или сделать скачок в карьере. Не так давно к нам пришел парень, которому пришлось закрыть свой бизнес. Он прошел курс по маркетингу, мы помогли ему устроиться на работу в рекламное агентство и сейчас до сих пор общаемся и поддерживаем.

Антон Якушев, выпускник курса «Social Media Маркетолог», 12 поток, участник комьюнити

«Комьюнити – это польза. Нетворкинг сегодня играет огромную роль для начинающего специалиста в любой сфере. Думаю, не надо объяснять, как сложно найти проекты, когда портфолио либо совсем сырое, либо вообще отсутствует.

В моем случае помимо SMM я начал осваивать графический дизайн. И нашел первых реальных клиентов именно в чате сообщества TargetGirl. Сейчас мы успешно взаимодействуем по различным задачам: от создания простых рекламных баннеров до разработки логотипа и айдентики. А я, в свою очередь, стараюсь делиться своим опытом работы в SMM и графическом дизайне со всеми участниками чата.

Уверен, что быть частью такого профессионального сообщества позволяет развиваться и расти как специалисту в разы быстрее, чем изучать все новости и тренды в одиночку. Всегда можно спросить совет у более опытных коллег или поделиться своим опытом по тому или иному вопросу. Это круто!»

Комьюнити для продвижения сложного бизнеса

На мой взгляд, сообщество — это идеальный метод продвижение для бизнеса, которому по определению непросто продвигаться. Курсы по интернет-маркетингу — это сложный продукт, в котором нужно ответить на миллион вопросов, например:

• Правильно ли я общаюсь с аудиторией?

• Все ли ученики понимают материал и если нет, то почему?

• Какие темы раскрываются не так хорошо, а какие — слишком подробно?

• Каких результатов добиваются выпускники, и как улучшить их результаты?

• Что нужно добавить в программу курса, а что — убрать?

Сообщества также хорошо работают в сравнительно простом для продвижения бизнесе, где есть единомышленники. Например, в продуктовый магазин ходят все подряд, а в фитнес-клуб — те, кто заботятся о здоровье и красоте. Поэтому сообщество в фитнес-клубах работает на ура: посетители делятся своими успехами, соревнуются или помогают друг другу советами по правильному питанию или выполнению упражнений. Комьюнити уместно строить в любом бизнесе, в котором можно найти единомышленников: магазин вегетарианской еды, школа барабанщиков, организация событий, бар крафтового пива.

С чего начать развитие комьюнити в своем бизнесе

Развивать комьюнити может каждый предприниматель, но нужно быть готовым, что это требует довольно много времени. Основное желание участников сообщества — общение именно с владельцем комьюнити. Поэтому, если вы решили объединять вокруг себя единомышленников, приготовьтесь к регулярному общению с аудиторией. 

Начать развивать сообщество можно прямо сейчас — просто напишите личное сообщение одному из клиентов и поинтересуйтесь, все ли ему нравится, и как он видит дальнейшее сотрудничество. Клиент будет приятно удивлен личному подходу, а вы получите правдивый отзыв о своей работе и узнаете, чего не хватает вашей аудитории для полного счастья.


Наталья Мальцева, выпускница курса «Social Media Маркетолог», 14 поток, участница комьюнити

«Благодаря сообществу я поняла, что SMM — это серьезная работа. Ушла с основной работы в офисе и стала развиваться как эксперт в SMM. По спорным вопросам обращаюсь к участникам сообщества, коллективный разум помогает взглянуть иначе на свои задачи и проекты. Приятно, что у участников высокая квалификация и реальный опыт, а не каша из слухов. Работая вне офиса важно не застрять на одном уровне, а продолжать развитие. Успехи коллег в сообществе мотивируют и обучают. Также можно найти надежных квалифицированных помощников на крупные или комплексные проекты. А еще с ними классно отдыхать и приятно общаться, этого часто не хватает при удаленной работе».

Мне кажется, это здорово, когда вокруг бизнеса формируется профессиональное сообщество, где любой может найти помощь и поддержку. Это сильно мотивирует развивать школу дальше и не просто делиться знаниями, а дружить, поддерживать друг друга и давать возможность заниматься любимым делом.


 

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза