Forbes Council Юрий Моша
2239
0

Отголоски 90-х или как бороться с клеветой в интернете

За прошедший месяц, согласно сайту Яндекс.Вордстат, люди 9 859 раз искали в интернете информацию по теме: «недобросовестная конкуренция», а «защититься от недобросовестной конкуренции» хотели 654 человека. «Заказать черный пиар» в той или иной вариации пытались 170 человек.

Несмотря на отсутствие авторитетных исследований, можно с уверенностью сказать, что многие бизнесмены, общественные деятели и политики пострадали от клеветы и происков конкурентов. Защитить добропорядочных граждан должен был «Закон о забвении», но все задействованные в нем стороны утверждают, что он не работает. Так, например, через год после принятия нормы Google сообщил, что получил почти 300 000 запросов на забвение и, по данным The Guardian, удовлетворил только 41% из них. По данным Google, лишь 5% поступивших запросов относились к преступникам (погашенные судимости или истечение срока давности), политикам и общественным деятелям.

В марте 2016 года «Яндекс» сообщал, что в январе получил по закону о забвении более 3600 обращений от 1348 человек. «Яндекс» удовлетворил 27% всех обработанных обращений, по 73% обращений компания отказала, в том числе по 9% удалила лишь часть ссылок.

Многие мотивируют свой отказ от тяжб тем, что этот закон в России не работает: в законе необходимо прописать критерии актуальности и недостоверности информации, чтобы не нужно было проводить многомесячные экспертизы, а бремя поиска доказательств не должно быть возложено исключительно на истца. Не добавляет доверия персоне и открытый режим при проведении таких процессов – так суды только привлекают внимание к неактуальной и неверной информации.

В то же время, «право на забвение» не признается законодателями США, так как первая поправка гарантирует каждому гражданину свободу слова и печати, которая ставится выше права гражданина на конфиденциальность.

Так что же делать, если на вас готовится информационная атака или вы уже стали жертвой клеветы недобросовестных конкурентов?

1. Не стоит впадать в панику и звонить в СМИ с требованием немедленно убрать негативные материалы. Вполне возможно, что так вы только усугубите ситуацию. В первую очередь необходимо сделать мониторинг и понять, виноваты вы или все-таки кто-то пытается вас «кошмарить».

2. Все материалы необходимо систематизировать и проанализировать – если вышло несколько похожих статей на разных ресурсах – скорее всего, это хорошо спланированный заказ. Если это разовый материал, то стоит попытаться решить проблему путем переговоров с пострадавшей стороной. Возможно, вам «мстит» обиженный бывший сотрудник или недовольный клиент. Главное – после анализа ситуации не нужно молчать. Правильная реакция на негатив может сыграть вам на руку.

3. Если конкурент превосходит вас силами и финансами, то «черная» PR-кампания может превратиться в самую настоящую войну или попросту – травлю. В такой ситуации вам не избежать негативных публикаций. Если правда на вашей стороне и вы сможете доказать это в суде – смело пользуйтесь законом о «Праве на забвение».

4. Необходимый пункт – любую негативную информацию в интернете нужно «закрывать» полезными положительными материалами в соотношении 1:5.

Несмотря на то, что все схемы работы с негативом уже придуманы умными ребятами из антикризисных коммуникаций - всегда надо искать способы, подходящие именно вам. И необходимо делиться этими знаниями, поскольку если не победить, то хотя бы "приглушить" "чёрных" пиарщиков совместными усилиями гораздо проще, чем в одиночку.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза