Главные уроки для тех, кто решит заработать на детском образовании
Образование для детей – особая ниша. У меня в ней все было непредсказуемо, а в итоге вообще родился отдельный бизнес. Главное, что я понял, эта сфера «дастся в руки» только тому, кто действительно хочет работать с детьми, а не просто заработать на франшизе, неважно какой.
Сфера моей привычной деятельности – девелопмент, никаким образовательным бизнесом я и не думал заниматься. Но, купив в историческом месте Санкт-Петербурга, Саду Бенуа, развалины фермы, решил рискнуть. Стены коровника мы превратили в ресторан, а то, что осталось от дачи Юлия Бенуа после пожара, восстановили и открыли там «Школу Бенуа» для детей от 2 до 12 лет. Хотя сначала планировали оставить только ферму, остальное зачистить под ноль. Но у государства был другой взгляд: в обязательствах по охране памятника архитектуры требовалось полное восстановление. По чертежам и старым фотографиям мы делали это два года.
Оказалось, что дача Бенуа при советской власти была школой и детским садом. С историей не надо спорить, лучше поставить ее на службу себе. Поэтому мы открыли там школу в 2017 году, и она быстро стала популярной у родителей – места в ней закончились, а дети все прибывали, родители хотели видеть такие школы в своем районе. Так пришла идея франшизы.
Мы сразу решили, что цифровые технологии в образовании надо не ругать, а использовать с умом: дети не «зависают» у нас в гаджетах, а пользуются ими только как инструментом. А если есть «цифра», значит, история масштабируется и может работать везде. Хоть в Питере, хоть на Чукотке. На единой платформе мы собрали все образовательные программы нашей школы, оцифровали бизнес-процессы. И думали, что теперь есть всё необходимое для открытия франшизы. Как бы не так.
Сначала мы установили довольно большой паушальный взнос для партнеров-франчайзи – 600 тысяч рублей для детского центра на площади примерно 250 кв. м.
В головном офисе у нас трудились при этом 22 человека, они подбирали для каждого нового партнера помещение, помогали делать дизайн-проект и выстраивать рекламную компанию, набирать и обучать персонал. Мы не учли, что наши франшизы брали люди, далекие от образования. И из первых пяти франшиз две пришлось впоследствии закрыть. Сейчас у них уже новые собственники, объекты реабилитируются и скоро откроются снова.
Целевую аудиторию, как и условия, надо было менять. Мы снизили паушальный взнос до 200 тысяч рублей, ежемесячный платеж (роялти) отменили. И принципиально стали сотрудничать только с людьми, имевшими педагогическое образование и опыт и готовыми управлять детским центром самостоятельно. Мы даем бренд и поддержку в виде рекомендаций по подбору помещения, наши учебные методики, программное обеспечение, весь маркетинг и дизайн, новая школа «прописывается» у нас на сайте. «Переезжают» на новый объект и наши сказочные герои – бенуарики: их специально для школы создали детская писательница Екатерина Матюшкина и художник Николай Копейкин. Это такие слономышата, трогательные и милые, которые населяют волшебную страну Бенуарию и оживают в книгах, интерьерах и на одежде благодаря специальному мобильному приложению с дополненной реальностью.
Партнер обязательно проходит у нас обучение, осваивает работу в ERP-системе и СДО (системе дистанционного обучения). Мы не контролируем его по мелочам, как в классических моделях франчайзинга, предпочитаем самостоятельных управляющих. Благодаря всему этому управляющей компании сегодня достаточно всего 7 человек: директор, заместитель, бренд-директор и педагоги.
Смена политики быстро принесла результаты — сегодня у нас уже 18 объектов: 11 в Санкт-Петербурге, включая флагманскую школу, по два в Ярославле и Подмосковье, по одному в Екатеринбурге, Сердобске и Волгограде. Паушальный взнос в прошлом году мы смогли даже поднять и сделать дифференцированным: для Санкт-Петербурга и Москвы – 400 тысяч рублей, для остальных городов – 300 тысяч.
Форматов нашей франшизы два: детский сад для детей от 2 до 7 лет и центры дополнительного образования для детей от 2 до 12 лет (их удобно открывать, например, в зданиях ТЦ: родители ходят по магазинам, а ребенок занят делом).
Сейчас мы продумываем новый вид франшизы – «Бенуа Арт-лаб». Это небольшие — от 70 до 150 кв. м — творческие мастерские для детей и программы интеллектуального развития. Паушальный взнос здесь будет 100 тысяч рублей.
Не стоит думать, что такие центры допобразования подходят только крупным городам. В Пензенской области, в том самом Сердобске, проживает всего 32 000 человек. И в этом есть свои плюсы. Там наша школа работает в здании бывшего детского сада, и я не думаю, что в городе есть еще подобные центры с собственными анимированными мобильными приложениями для детей… Главное, чтобы в маленьких городах или неподалеку от них были свои педагогические вузы или колледжи. Кроме того, в них действует программа «Фонда развития моногородов» – франчайзи могут получить там льготные займы, беспроцентные и под 5%.
В больших городах и конкуренция больше, но зато там школу можно открыть как в уже действующем детском центре (ребрендинг), так и в новом объекте. Это может быть не только отдельное помещение или здание, но и торговый центр. Здесь тоже есть свои тонкости – множество согласований с руководством ТЦ. И везде нужно точно рассчитать стоимость абонементов и разовых посещений, логистику для родителей – как далеко им придется возить или водить детей в эту часть города или района, ставку аренды, чтобы и клиенты были довольны, и бизнес был прибыльным. Учитывая, что стоимость абонемента зависит и от количества часов пребывания ребенка в нашей школе – 4 часа (с утра до обеда) или 12 (полный день, с 7 до 19).
К тому времени, когда первые десять школ устойчиво заработали, мы уже сообразили, что детский центр может быть не только тем местом, куда удобно и полезно на время отдать ребенка. Он может послужить и взрослым, как семейным, так и несемейным. Здесь можно устраивать праздники, региональные фестивали, проводить лекции, выставки и так далее. Центр допобразования, если добавить ему смыслов в свободное от детей время, может стать точкой притяжения в городе или районе. Модным, востребованным местом досуга, особенно если решиться открыть его в каком-нибудь старинном, красивом здании. Это потребует, конечно, некоторых дополнительных усилий, согласований с градозащитными учреждениями, затратного ремонта, но со временем окупится сторицей. В нашем случае вокруг флагманской школы цены на недвижимость выросли за несколько лет на 15%.
Но и для новостроек (девелоперам на заметку!) франшиза не менее интересна. Люди станут покупать квартиры, заранее понимая, что им есть куда отправить учиться своих детей. Дополнительная стоимость, придуманная вами, исходя из конкретных обстоятельств, в конечном счете при небольших расходах принесет большие дивиденды – в продвижении бизнеса, самореализации сотрудников, позиции в региональных рейтингах.
Рынок франшизы образования еще был в зачаточном состоянии, когда мы открывали первые школы. Поэтому мы решили стать не только частью этого рынка, но и, с позволения сказать, «законодателями моды» на нем. Для начала мы провели в Петербурге конференцию «Детское образование и бизнес» (весной 2020 года она пройдет уже второй раз). На нее приехали 200 человек, мы даже не ожидали такого интереса. В свободном формате мы осуждали проблемы и новые тренды детского образования. Кто-то из участников потом взял нашу франшизу. Да, это была и рекламная акция одновременно, но она и людям принесла пользу, многие увидели, что бизнес в этой сфере реален, и даже больше – он дает драйв.
По итогам 2019 года флагманская «Школа Бенуа» была признана лучшим петербургским проектом социального предпринимательства в сфере дополнительного образования и воспитания детей. Теперь нас приглашают на самые разные инновационные и образовательные мероприятия, как государственные, так и частные. Совсем недавно, например, мы были в Ростове-на-Дону на форуме «Бизнес по франшизе: вопросы и ответы». Что это дало? Ведем переговоры об открытии новых объектов в этом городе.
Франшиза стала расти не только вширь, но и вглубь: теперь родители наших дошкольников требуют «продолжения банкета». Мы планируем открытие полноценной начальной школы, проект уже в стадии «упаковки», затем тоже превратим его во франшизу. Вот «куда ты, тропинка, меня привела»! Но я совершенно не жалею о потраченных усилиях. Франчайзинг как бизнес построен на том, что ты берешь себе часть от некого целого, с тобой как бы делятся. Но ты можешь его творчески развивать, если будешь «делиться» сам. Это одна из основ экономики шеринга, за которой, я уверен, будущее.
Если вы решились взять образовательную франшизу или даже создать свой оригинальный продукт и вырастить сеть школ из него, помните, что:
– предлагаемый контент (подход к образовательному процессу, учебные программы и т.д.) должен быть действительно оригинальным, интересным и продаваемым в вашем регионе или городе;
– у вас должна быть «подушка безопасности»: от открытия бизнеса до точки безубыточности надо как-то продержаться первое время;
– важнейшим моментом должно стать обучение у франчайзера перед открытием бизнеса и поддержка с его стороны на первом этапе;
– лучше ориентироваться на педагогические кадры, причем молодые, так как им легче освоить инновационные образовательные программы;
– образовательный бизнес – это бизнес именно для людей с предпринимательской жилкой, требующий творческого подхода, гибкости, умения увидеть «добавленную стоимость», умения и желания найти непривычное в привычном.
И главное – убедитесь, что вам интересно работать с детьми!
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
«Кой черт понес нас на эти галеры?»
Сфера моей привычной деятельности – девелопмент, никаким образовательным бизнесом я и не думал заниматься. Но, купив в историческом месте Санкт-Петербурга, Саду Бенуа, развалины фермы, решил рискнуть. Стены коровника мы превратили в ресторан, а то, что осталось от дачи Юлия Бенуа после пожара, восстановили и открыли там «Школу Бенуа» для детей от 2 до 12 лет. Хотя сначала планировали оставить только ферму, остальное зачистить под ноль. Но у государства был другой взгляд: в обязательствах по охране памятника архитектуры требовалось полное восстановление. По чертежам и старым фотографиям мы делали это два года.
Оказалось, что дача Бенуа при советской власти была школой и детским садом. С историей не надо спорить, лучше поставить ее на службу себе. Поэтому мы открыли там школу в 2017 году, и она быстро стала популярной у родителей – места в ней закончились, а дети все прибывали, родители хотели видеть такие школы в своем районе. Так пришла идея франшизы.
Мы сразу решили, что цифровые технологии в образовании надо не ругать, а использовать с умом: дети не «зависают» у нас в гаджетах, а пользуются ими только как инструментом. А если есть «цифра», значит, история масштабируется и может работать везде. Хоть в Питере, хоть на Чукотке. На единой платформе мы собрали все образовательные программы нашей школы, оцифровали бизнес-процессы. И думали, что теперь есть всё необходимое для открытия франшизы. Как бы не так.
Первый блин комом
Сначала мы установили довольно большой паушальный взнос для партнеров-франчайзи – 600 тысяч рублей для детского центра на площади примерно 250 кв. м.
В головном офисе у нас трудились при этом 22 человека, они подбирали для каждого нового партнера помещение, помогали делать дизайн-проект и выстраивать рекламную компанию, набирать и обучать персонал. Мы не учли, что наши франшизы брали люди, далекие от образования. И из первых пяти франшиз две пришлось впоследствии закрыть. Сейчас у них уже новые собственники, объекты реабилитируются и скоро откроются снова.
Целевую аудиторию, как и условия, надо было менять. Мы снизили паушальный взнос до 200 тысяч рублей, ежемесячный платеж (роялти) отменили. И принципиально стали сотрудничать только с людьми, имевшими педагогическое образование и опыт и готовыми управлять детским центром самостоятельно. Мы даем бренд и поддержку в виде рекомендаций по подбору помещения, наши учебные методики, программное обеспечение, весь маркетинг и дизайн, новая школа «прописывается» у нас на сайте. «Переезжают» на новый объект и наши сказочные герои – бенуарики: их специально для школы создали детская писательница Екатерина Матюшкина и художник Николай Копейкин. Это такие слономышата, трогательные и милые, которые населяют волшебную страну Бенуарию и оживают в книгах, интерьерах и на одежде благодаря специальному мобильному приложению с дополненной реальностью.
Партнер обязательно проходит у нас обучение, осваивает работу в ERP-системе и СДО (системе дистанционного обучения). Мы не контролируем его по мелочам, как в классических моделях франчайзинга, предпочитаем самостоятельных управляющих. Благодаря всему этому управляющей компании сегодня достаточно всего 7 человек: директор, заместитель, бренд-директор и педагоги.
Смена политики быстро принесла результаты — сегодня у нас уже 18 объектов: 11 в Санкт-Петербурге, включая флагманскую школу, по два в Ярославле и Подмосковье, по одному в Екатеринбурге, Сердобске и Волгограде. Паушальный взнос в прошлом году мы смогли даже поднять и сделать дифференцированным: для Санкт-Петербурга и Москвы – 400 тысяч рублей, для остальных городов – 300 тысяч.
География страны позволяет
Форматов нашей франшизы два: детский сад для детей от 2 до 7 лет и центры дополнительного образования для детей от 2 до 12 лет (их удобно открывать, например, в зданиях ТЦ: родители ходят по магазинам, а ребенок занят делом).
Сейчас мы продумываем новый вид франшизы – «Бенуа Арт-лаб». Это небольшие — от 70 до 150 кв. м — творческие мастерские для детей и программы интеллектуального развития. Паушальный взнос здесь будет 100 тысяч рублей.
Не стоит думать, что такие центры допобразования подходят только крупным городам. В Пензенской области, в том самом Сердобске, проживает всего 32 000 человек. И в этом есть свои плюсы. Там наша школа работает в здании бывшего детского сада, и я не думаю, что в городе есть еще подобные центры с собственными анимированными мобильными приложениями для детей… Главное, чтобы в маленьких городах или неподалеку от них были свои педагогические вузы или колледжи. Кроме того, в них действует программа «Фонда развития моногородов» – франчайзи могут получить там льготные займы, беспроцентные и под 5%.
В больших городах и конкуренция больше, но зато там школу можно открыть как в уже действующем детском центре (ребрендинг), так и в новом объекте. Это может быть не только отдельное помещение или здание, но и торговый центр. Здесь тоже есть свои тонкости – множество согласований с руководством ТЦ. И везде нужно точно рассчитать стоимость абонементов и разовых посещений, логистику для родителей – как далеко им придется возить или водить детей в эту часть города или района, ставку аренды, чтобы и клиенты были довольны, и бизнес был прибыльным. Учитывая, что стоимость абонемента зависит и от количества часов пребывания ребенка в нашей школе – 4 часа (с утра до обеда) или 12 (полный день, с 7 до 19).
Добавки – на ваш вкус
К тому времени, когда первые десять школ устойчиво заработали, мы уже сообразили, что детский центр может быть не только тем местом, куда удобно и полезно на время отдать ребенка. Он может послужить и взрослым, как семейным, так и несемейным. Здесь можно устраивать праздники, региональные фестивали, проводить лекции, выставки и так далее. Центр допобразования, если добавить ему смыслов в свободное от детей время, может стать точкой притяжения в городе или районе. Модным, востребованным местом досуга, особенно если решиться открыть его в каком-нибудь старинном, красивом здании. Это потребует, конечно, некоторых дополнительных усилий, согласований с градозащитными учреждениями, затратного ремонта, но со временем окупится сторицей. В нашем случае вокруг флагманской школы цены на недвижимость выросли за несколько лет на 15%.
Но и для новостроек (девелоперам на заметку!) франшиза не менее интересна. Люди станут покупать квартиры, заранее понимая, что им есть куда отправить учиться своих детей. Дополнительная стоимость, придуманная вами, исходя из конкретных обстоятельств, в конечном счете при небольших расходах принесет большие дивиденды – в продвижении бизнеса, самореализации сотрудников, позиции в региональных рейтингах.
Выросли в экспертов
Рынок франшизы образования еще был в зачаточном состоянии, когда мы открывали первые школы. Поэтому мы решили стать не только частью этого рынка, но и, с позволения сказать, «законодателями моды» на нем. Для начала мы провели в Петербурге конференцию «Детское образование и бизнес» (весной 2020 года она пройдет уже второй раз). На нее приехали 200 человек, мы даже не ожидали такого интереса. В свободном формате мы осуждали проблемы и новые тренды детского образования. Кто-то из участников потом взял нашу франшизу. Да, это была и рекламная акция одновременно, но она и людям принесла пользу, многие увидели, что бизнес в этой сфере реален, и даже больше – он дает драйв.
По итогам 2019 года флагманская «Школа Бенуа» была признана лучшим петербургским проектом социального предпринимательства в сфере дополнительного образования и воспитания детей. Теперь нас приглашают на самые разные инновационные и образовательные мероприятия, как государственные, так и частные. Совсем недавно, например, мы были в Ростове-на-Дону на форуме «Бизнес по франшизе: вопросы и ответы». Что это дало? Ведем переговоры об открытии новых объектов в этом городе.
На поводу у детей
Франшиза стала расти не только вширь, но и вглубь: теперь родители наших дошкольников требуют «продолжения банкета». Мы планируем открытие полноценной начальной школы, проект уже в стадии «упаковки», затем тоже превратим его во франшизу. Вот «куда ты, тропинка, меня привела»! Но я совершенно не жалею о потраченных усилиях. Франчайзинг как бизнес построен на том, что ты берешь себе часть от некого целого, с тобой как бы делятся. Но ты можешь его творчески развивать, если будешь «делиться» сам. Это одна из основ экономики шеринга, за которой, я уверен, будущее.
Узелки на память для будущих франчайзи
Если вы решились взять образовательную франшизу или даже создать свой оригинальный продукт и вырастить сеть школ из него, помните, что:
– предлагаемый контент (подход к образовательному процессу, учебные программы и т.д.) должен быть действительно оригинальным, интересным и продаваемым в вашем регионе или городе;
– у вас должна быть «подушка безопасности»: от открытия бизнеса до точки безубыточности надо как-то продержаться первое время;
– важнейшим моментом должно стать обучение у франчайзера перед открытием бизнеса и поддержка с его стороны на первом этапе;
– лучше ориентироваться на педагогические кадры, причем молодые, так как им легче освоить инновационные образовательные программы;
– образовательный бизнес – это бизнес именно для людей с предпринимательской жилкой, требующий творческого подхода, гибкости, умения увидеть «добавленную стоимость», умения и желания найти непривычное в привычном.
И главное – убедитесь, что вам интересно работать с детьми!