Forbes Council Руслан Горб
2283
0

Развитие транспортных компаний в условиях шеринг-экономики

Развитие транспортных компаний в условиях шеринг-экономики
Шеринг-экономика — самый быстрорастущий бизнес-тренд в истории.  В современном виде это результат взаимодействия собственника и потребителя, который в итоге стал основываться на принципе осознанности потребления и распределения ресурсов.

Классический арендный бизнес, как офлайн-модель, стал первым коммерческим воплощением принципов совместного потребления.

ИТ-технологии, развитие интернет-маркетинга, появление маркетплейсов и специализированных sharing-порталов дали этой экономической модели безграничные возможности для реализации. Airbnb, Uber, Яндекс.Такси, BlaBlaCar, Coursera, «Авито» — сложно представить, что есть кто-то, кто ни разу не использовал эти сервисы.



Несмотря на то, что идея sharing – это, в какой-то мере, попытка сократить цепочку между собственником и потребителем, полностью уйти от функции посредника не выходит. Им стали мобильные приложения и онлайн-платформы.

Интернет сделал сферу услуг доступнее, а ИТ-разработки сделали предоставление услуг более технологичным и удобным для клиентов.

Это отразилось и на рынке аренды оборудования и спецтехники, который условно можно разделить на три сегмента:

  • дилерские центры производителей техники (JCB, Komatsu, CAT и др.), которые предоставляют услуги аренды

  • арендные компании, которые также занимаются субарендой техники. Этот вид деятельности может приносить до 70% выручки

  • корпоративные автопарки, которые часто используют технику исключительно для собственных нужд и загружают её на 30-40%


Последний сегмент является одним самых интересных.

Во-первых, потому что в России и мире большинство коммерческой техники сосредоточенно именно в корпоративных парках. Во-вторых, транспортные компании по всему миру начали применять принципы sharing экономики и развивать направление предоставления услуг аренды, тем самым открывая дополнительные возможности для текущих клиентов и привлекая новых.

Транспортные компании и корпоративные автопарки обладают необходимым ассортиментом, а также собственными сервисно-ремонтными базами и персоналом, обеспечивающим правильную эксплуатацию. Все это делает их перспективными участниками рынка аренды. Например, ПАО «МОЭСК» — одна из крупнейших электросетевых компаний России предоставляет дополнительные услуги по аренде своего оборудования.

Однако, развитие дополнительного направления работы связано с новыми сложностями: вынужденное расширение штата и разработка регламентов, для отслеживания загруженности техники и ее состояния, учета клиентов и контроля за сделками. Еще один важный момент, корпоративные автопарки, как и профильные арендные компании, не используют агрессивные методы рекламы своих дополнительных услуг и в итоге, потребитель не знает о доступных предложениях.



Например, половина владельцев техники, которые работают в Москве и Московской области и входят в ТОП-50 (сервиса Perevozka24.ru) рейтинга компаний, предоставляющих услуги аренды, не используют возможности онлайн-продвижения и предоставления своих услуг, ограничивая тем самым круг своих потенциальных клиентов.

При этом современный потребитель услуг при выборе ориентируется не только на стоимость, но и на качество оказания услуг. В большинстве случаев главное желание клиента — тратить на поиск и заключение сделок как можно меньше энергии и времени. Поэтому в основе sharing-технологий простота поиска информации и удобство оформления заказа.

И это только вершина айсберга, в остальном sharing-модель предусматривает огромное количество задач, которые выполняют сотрудники.

Автоматизация этих задач и бизнес-процессов повышает эффективность работы, минимизирует непредвиденные риски и улучшает стабильность развития бизнеса. С учётом многогранности задач речь уже идёт не об отдельной системе, а о целой ИТ-экосистеме, которая должна включать следующие компоненты:

  • система мониторинга и управления транспортом

  • CRM-система для управления арендным бизнесом

  • онлайн-платформа для аренды коммерческого транспорта


Использование единого сервиса даёт компаниям следующие преимущества:

  • организация «внутренней биржи заказов» для оптимизации распределения техники между филиалами/подразделениями компании

  • анализ рыночных цен на аренду техники

  • увеличение бюджета компании с помощью внедрения и автоматизации дополнительной услуги – аренды техники

  • экономия денежных средств за счет контроля эксплуатации и технического состояния техники


Аренда не будет являться основным направлением бизнеса для корпоративных парков и транспортных компаний, поэтому для них разработка собственных цифровых инструментов экономически не оправдана. Но если компаниям дать комплексную ИТ-экосистему, которая автоматизирует все необходимые бизнес-процессы, то они смогут оказывать качественные услуги и станут конкурентоспособными участниками рынка аренды коммерческого транспорта.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза