Блоги Дмитрий Пичугин
288
0

Финансовый рынок Швейцарии больше не будет прежним.

Финансовый рынок Швейцарии больше не будет прежним.
С чем у вас ассоциируется Швейцария?

Кроме часов, сыра, коровок и гор, мы всегда вспоминаем швейцарские банки и всевозможные сопутствующие услуги в финансовой сфере.

Напомню, что Швейцария не входит в ЕС. Все же она обязалась в своё время привести национальное законодательство в сфере финансов в соответствии с современными требованиями.

Особенности федерального законодательства и изменения, принятые в 2018 году (FinSA, “о финансовых услугах” и FinIA, “о финансовых институциях”) создали ажиотаж и неопределенность в будущем: мало кто из участников швейцарского рынка финансовых услуг понимал, как будет выглядеть этот рынок и какие усилия потребуется приложить для соответствия новым условиям лицензирования и допуска к кошелькам клиентов.



Цель изменений в законодательстве.

В некотором смысле новые законы стали данью европейской регуляции (MiFID II, Prospectus Directive, PRIIPs), но все же они не идентичны.

Целью изменений в законодательстве была защита клиентов финансовых посредников и повышение контроля за участниками рынка финансовых услуг.

“Участники”, конечно, не очень рады (это дополнительные затраты на соответствие новым правилам работы), но имеют двухгодичный запас для всех изменений.

Выходит, что серьезные опасения относительно резкой остановки работы — не оправдались.



Что изменилось в лицензировании услуг и порядке работы?

В первую очередь, изменения коснулись менеджеров портфельных инвестиций (Portfolio Managers), управляющих трастами (Trustees) и торговцев ценными металлами (Trade Assayers).

Эти финансовые посредники отныне должны будут присоединиться к одному из надзорных органов (Supervisoryorganization) и получить лицензию у FINMA (федеральный регулятор финансового рынка). Исключением являются семейные портфолио менеджеры, которые не подпадают под регуляцию.

Соответственно, надзорные организации должны будут получить специальное разрешение от FINMA на свою деятельность.

 

СРО: больше не управляет швейцарскими трастами

Саморегулируемые организации (Self-regulated organisations, SRO) продолжают существовать, хотя из-под их контроля выпали портфолио-менеджеры и управляющие трастами. Финансовые посредники, определенные в абз. 3 ст. 2 AMLAбольше не могут находиться под прямой регуляцией FINMA и должны перейти в СРО.

 

“Финансовые консультанты”.

Если в ЕС консультирование по вопросам финансов могут вести только лицензированные организации, то в Швейцарии эти услуги не являются услугами финансового посредничества. Конечно, если вы захотите прикупить ценных бумаг и пойдете “общаться” — с большой вероятностью это будет компания, как минимум, с членством в СРО. Но с таким же успехом можно спросить знакомого легального трейдера, который не сядет в тюрьму за незаконное ведение бизнеса.

Такому “знакомому” теперь нужно внестись в специальный реестр консультантов (The Advisors Registry), равно как и всем, кто работает на иностранных финансовых посредников или финансовых посредников-резидентов, не находящихся под регуляцией FINMA.

Реестр содержит данные об имени консультанта, сфере его деятельности, пройденных тренингах и профессиональных навыках.

Конкретный пример: вы имеете трейдера на Кипре (принимаете на него средства, заключаете договоры), но консультируете от имени “ширмы” — своей швейцарской консалтинговой компании.

 

Новая классификация клиентов.

Также законом (FinSa) введена новая классификация клиентов финансовых посредников:

— Профессиональный клиент;
— Институциональный клиент;
— Частный клиент (дословно — «розничный»).

Закон предусматривает возможность перехода из одной категории в другую (к примеру, розничный клиент с высоким уровнем дохода может перейти в категорию профессионального клиента). От категории клиента зависит уровень его защиты и повышенные обязанности поставщика финансовых услуг.

 

Новые правила для банков и “инвестиционных фирм”.

Для поставщиков финансовых услуг существуют правила поведения (Rules of Conduct), которые включают обязанность информировать клиентов перед заключением договора; проверить, подходит ли клиенту финансовый инструмент или услуга; вести документацию и отчетность; соблюдать прозрачность операций при выполнении указаний клиента.

Правила не распространяются на институционных клиентов.

 

Key Information Document – “защита” клиентов по-новому.

И в ЕС, и в США, и даже в Российской Федерации есть обязательство полного информирования клиента о предлагаемых услугах, их условиях, ставках по кредиту или депозиту и сопутствующих расходах.

Швейцария – не исключение.

По задумке регулятора, Key Information Document, должен обеспечить клиенту верное представление о предлагаемом финансовом инструменте, доходности, условиях продажи и так далее.

Обязательные и рекомендуемые сведения в таком документе и прочие детали — предмет будущих разъяснений Федерального совета Швейцарии.

 

Размещение ценных бумаг.

Не самую последнюю роль играет также закрепление в законе правил проспекта эмиссии ценных бумаг (ProspectusRules).

Это касается тех субъектов, которые осуществляют публичное размещение ценных бумаг в Швейцарии или собираются торговать ими.

Проспект вмещает в себя самую важную информацию о продукте, которая может повлиять на решения инвестора.

Также в Prospectus включены сведения об эмитенте, гаранте, продавце, типе размещения, предположительной выручке, рисках. Проспект согласовывается перед публикацией с новообразованным ревизионным органом (Review Board).

Для юристов, практикующих английское право, в принципе, нет никаких новелл.

 

Посредники в сфере финансов: новая организация работы.

В новом законодательстве прописаны организационные требования к финансовым посредникам. Они касаются качественного управления, внутренних процедур субъекта, наличия необходимого образования, навыков и опыта у персонала, конфликта интересов.

Например, менеджеру портфельных инвестиций и управляющему траста необходимо иметь как минимум 5 лет профессионального опыта и 40 часов обучения в соответствующей сфере + регулярное повышение квалификации.

 

Ложка мёда.

Как было сказано в начале — для существующих швейцарских посредников в сфере финансов законодателем предусмотрен трехлетний переходный период.

За это время компании, которые действительно работают и предоставляют своим клиентам услуги — смогут найти дополнительный персонал, довнести средства в уставной капитал, привести дела в соответствие с новыми требованиям.

 
__________________________
Ограничение ответственности.

Материал предоставляет исключительно общую информацию и не содержат юридического или иного профессионального совета. Для получения информации по интересующим вас юридическим вопросам, обращайтесь, пожалуйста, к юристам Goldblum and Partners.  Фирма Goldblum and Partners и автор материала не несет ответственности за любое действие, которое было совершено или не совершено в результате получения информации из этого материала.

Все фотографии, использованные в статье, имеют свободную для распространения лицензию.
Этот материал опубликован на блог-платформе Forbes. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о