Роботы на заводах: к 2025 возьмут на себя четверть задач и будут понимать нас с полуслова
По прогнозам исследовательской компании ABI Research, рынок роботов к 2030 году достигнет $277 млрд, причем растут самые разные его сегменты. Бурно развивается сервисная робототехника, но и модернизация производств идет полным ходом - заводы внедряют «умных» роботов третьего поколения, и машины с искусственным интеллектом позволяют промышленникам экономить от 15% до 90% на операционных расходах.
Промышленная робототехника развивается очень активно – хотя в прошлом году, по данным Международной федерации робототехники (IFR), этот рынок не вырос (в 2019 году, по предварительным сведениям, была продана 421 тыс. устройств при 422 тыс. в 2018 году). Это связано скорее с ситуативными факторами: торговым конфликтом США и Китая и стагнацией китайской экономики, замедлением ряда секторов, например, автомобильного, и эффектом от довольно сильного роста в 2018 году (тогда рост составил 6%), — а не с глубинными проблемами рынка промышленной робототехники. Продажи промышленных роботов по всему миру в 2018 году составили $16,5 млрд.
По прогнозам IFR, в 2020 году ситуация скорректируется и рынок промышленных роботов вырастет на 10% до 465 тыс. устройств. Консалтинговая компания BCG также ожидает рост этого рынка — по ее прогнозам, число установок промышленных роботов в ближайшие годы будет расти в среднем на 10% и в 2025 году 25% всех задач в промышленности будут выполнять роботы. Прогнозы исследовательской компании IDC также довольно оптимистичны – по мнению ее аналитиков, объем мирового рынка промышленной робототехники к 2022 году превысит $210 млрд. По оценке Всемирного экономического форума, доля мирового производства, которое хотя бы в некоторой степени роботизировано, уже 29%.
«Столь драматический рост рынка промышленной робототехники вызван рядом факторов, — отмечают аналитики Сбербанка в Аналитическом обзоре мирового рынка робототехники за 2019 год. Главный из них — продолжающаяся масштабная модернизация китайской промышленности: около трети всех мировых продаж промышленных роботов приходится на Поднебесную. Другой фактор, способствующий роботизации, — применение 3D-печати композитными материалами и других новых технологий для производства роботов, которые делают их дешевле, доступнее и качественнее».
Первые места на рынке промышленных роботов занимают Китай, Япония, США, Южная Корея и Германия. У рынка есть и однозначный лидер – это Китай, на который приходится больше трети (36%) всех установок промышленных роботов в мире, что в 2018 году соответствовало 154 тыс. устройств. Что касается производителей роботов, здесь лидируют японские компании – в первой десятке компаний по числу установленных за все время промышленных роботов (на середину 2018 года) семь японских. Первое и второе места занимают японские Fanuc (400 тыс. установленных роботов) и Yaskawa (360 тыс.), далее следуют немецко-китайская KUKA (350 тыс.) и шведско-швейцарская ABB (300 тыс.), замыкает топ-5 еще одна японская компания – Kawasaki (160 тыс.).
Как отмечает IFR, лидером по внедрению роботов на производство является автомобильная отрасль – установка роботов здесь выросла на 21% в 2017 году и на 2% в 2018. В 2017 году догоняло автомобильную отрасль и производство электроники, но в 2018 году из-за снижения спроса на гаджеты и компоненты для электроники установка роботов здесь снизилась на 14%. На каждую из этих отраслей приходится около трети всего рынка, еще около 10% приходится на металлообрабатывающую промышленность и машиностроение.
Стартапы, занимающиеся промышленными роботами, довольно активно привлекают венчурные инвестиции, кроме того, в эту сферу охотно инвестируют и крупные промышленные компании, стремящиеся автоматизировать собственное производство. Одна из последних инвестиций в этой сфере: в начале января американский стартап Vecna Robotics, занимающийся роботами-погрузчиками и решениями для координации работы роботов и людей, привлек $50 млн от ряда инвестфондов. В декабре датский производитель промышленных коботов OnRobot A/S привлек $27,5 млн от Европейского инвестиционного банка и ряда датских инвесторов.
По данным сайта The Robot Report, в общей сложности в прошлом году было совершено 68 M&A с участием компаний, занимающихся робототехникой (не только промышленной, а в целом), а общая сумма десяти крупнейших сделок превысила $15 млрд (против $11,5 млрд в 2018 году и $700 млн в 2017). Довольно популярны среди инвесторов были логистические роботы – так, компания Shopify купила разработчика таких систем 6 River Systems за $450 млн. По данным фирмы PitchBook, венчурные инвестиции в США в стартапы, занимающиеся производством логистических роботов и автоматизацией складов, составили с 2015 года $1,2 млрд.
Нередко в сделках участвуют крупные игроки, причем речь идет не только о промышленных корпорациях. В апреле прошлого года японская Hitachi купила американского производителя промышленных роботов JR Automation за $1,4 млрд. В июле венчурный фонд Сбербанка Fort Ross Ventures принял участие в финансировании на $46 млн американского стартапа Fetch Robotics, который производит мобильных роботов для перемещения грузов по складам и предприятиям.
Очень активно роботы используются на складах, причем как промышленными предприятиями, так и ритейлерами – их используют Amazon, Walmart, Alibaba. В марте прошлого года известный производитель роботов Boston Dynamics представил новую версию логистического робота Handle – он оснащен машинным зрением, так что может находить нужные коробки, снимать их с полок и перемещать. По мнению ABI Research, с логистикой связано одно из перспективных направлений – приход на смену стационарным роботам мобильных. «Все говорят о беспилотном пассажирском транспорте, но мобильная автоматизация намного больше развита во внутренней логистике и промышленности», – пишет старший аналитик ABI Research Райан Уиттон. Лидером в этой сфере является Amazon Robotics – в общей сложности за последние годы компания поставила более 250 тыс. автоматизированных роботов-погрузчиков. Также таких роботов создают такие компании как Quicktron, JD.com, Geek и Grey Orange.
Довольно популярны роботы-манипуляторы, которые могут использоваться для сортировки и перемещения различных предметов. Так, в апреле прошлого года американская компания RightHand Robotics представила робота-манипулятора RightPick2. С 2020 года массовым производством роботом-манипуляторов собирается заняться российский стартап Aripix Robotics совместно с Центром промышленной кооперации.
Перспективным направлением является сотрудничество робота и человека в одном пространстве. Пока доля так называемых коботов (то есть коллаборативных роботов, которые могут работать совместно с человеком) остается небольшой – по данным IFR, на них приходится около 3,2% от всех промышленных роботов. Но эта сфера показывает значительный рост – в 2018 году число установки коботов на производстве выросло на 24%. По прогнозам ABI Research, к 2030 году рынок коботов достигнет $11,8 млрд (против $711 млн в 2019 году), составив 29% всего рынка промышленных роботов. Среди производителей коботов – Fanuc, KUKA, Universal Robots. Недавно коботов для упаковки коробок с пивом стала использовать датская пивоваренная компания Carlsberg – она применяет произведенных Universal Robots коботов UR3 и UR10. В ноябре японская корпорация FANUC представила линейку промышленных коботов CRX.
Однако развитие промышленных роботов движут не только амбициозные бизнес-задачи, но и трудности, возникающие при внедрении умных машин на производствах. Наладка, перепрограммирование приводят к длительным простоям и необходимости переобучать операторов.
Поэтому разработчики стремятся сделать коммуникацию с промышленными роботами более простой и понятной для работника. Так, американская компания Sisu создала специальный джойстик для управления промышленными роботами – он оснащен одной кнопкой и позволяет управлять роботом даже неподготовленному человеку. Японский производитель роботов Fanuc разработал инструмент на основе ИИ, который позволяет легко обучать роботов простейшим операциям, таким как сортировка деталей – человеку нужно лишь несколько раз нажать на изображения нужных деталей на фотографии на экране. Конечно, популярно, как и в других сферах, и голосовое управление – прошлым летом датская компания Kobots представила робота Kobot Amigo 900, который может разрезать различные материалы и управляется голосовыми командами.
Таким образом, несмотря на замедление в прошлом году, рынок промышленных роботов продолжит активно развиваться в ближайшие годы – пока уровень проникновения не настолько высок, что дает большие возможности для роста. Среди перспективных направлений для развития и инвестиций – коботы, роботы-манипуляторы, мобильные (в том числе логистические роботы) и развитие систем, помогающих во взаимодействии человека с роботом.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Промышленные роботы вернутся к росту
Промышленная робототехника развивается очень активно – хотя в прошлом году, по данным Международной федерации робототехники (IFR), этот рынок не вырос (в 2019 году, по предварительным сведениям, была продана 421 тыс. устройств при 422 тыс. в 2018 году). Это связано скорее с ситуативными факторами: торговым конфликтом США и Китая и стагнацией китайской экономики, замедлением ряда секторов, например, автомобильного, и эффектом от довольно сильного роста в 2018 году (тогда рост составил 6%), — а не с глубинными проблемами рынка промышленной робототехники. Продажи промышленных роботов по всему миру в 2018 году составили $16,5 млрд.
По прогнозам IFR, в 2020 году ситуация скорректируется и рынок промышленных роботов вырастет на 10% до 465 тыс. устройств. Консалтинговая компания BCG также ожидает рост этого рынка — по ее прогнозам, число установок промышленных роботов в ближайшие годы будет расти в среднем на 10% и в 2025 году 25% всех задач в промышленности будут выполнять роботы. Прогнозы исследовательской компании IDC также довольно оптимистичны – по мнению ее аналитиков, объем мирового рынка промышленной робототехники к 2022 году превысит $210 млрд. По оценке Всемирного экономического форума, доля мирового производства, которое хотя бы в некоторой степени роботизировано, уже 29%.
«Столь драматический рост рынка промышленной робототехники вызван рядом факторов, — отмечают аналитики Сбербанка в Аналитическом обзоре мирового рынка робототехники за 2019 год. Главный из них — продолжающаяся масштабная модернизация китайской промышленности: около трети всех мировых продаж промышленных роботов приходится на Поднебесную. Другой фактор, способствующий роботизации, — применение 3D-печати композитными материалами и других новых технологий для производства роботов, которые делают их дешевле, доступнее и качественнее».
Первые места на рынке промышленных роботов занимают Китай, Япония, США, Южная Корея и Германия. У рынка есть и однозначный лидер – это Китай, на который приходится больше трети (36%) всех установок промышленных роботов в мире, что в 2018 году соответствовало 154 тыс. устройств. Что касается производителей роботов, здесь лидируют японские компании – в первой десятке компаний по числу установленных за все время промышленных роботов (на середину 2018 года) семь японских. Первое и второе места занимают японские Fanuc (400 тыс. установленных роботов) и Yaskawa (360 тыс.), далее следуют немецко-китайская KUKA (350 тыс.) и шведско-швейцарская ABB (300 тыс.), замыкает топ-5 еще одна японская компания – Kawasaki (160 тыс.).
Как отмечает IFR, лидером по внедрению роботов на производство является автомобильная отрасль – установка роботов здесь выросла на 21% в 2017 году и на 2% в 2018. В 2017 году догоняло автомобильную отрасль и производство электроники, но в 2018 году из-за снижения спроса на гаджеты и компоненты для электроники установка роботов здесь снизилась на 14%. На каждую из этих отраслей приходится около трети всего рынка, еще около 10% приходится на металлообрабатывающую промышленность и машиностроение.
Инвестиции отражают развитие
Стартапы, занимающиеся промышленными роботами, довольно активно привлекают венчурные инвестиции, кроме того, в эту сферу охотно инвестируют и крупные промышленные компании, стремящиеся автоматизировать собственное производство. Одна из последних инвестиций в этой сфере: в начале января американский стартап Vecna Robotics, занимающийся роботами-погрузчиками и решениями для координации работы роботов и людей, привлек $50 млн от ряда инвестфондов. В декабре датский производитель промышленных коботов OnRobot A/S привлек $27,5 млн от Европейского инвестиционного банка и ряда датских инвесторов.
По данным сайта The Robot Report, в общей сложности в прошлом году было совершено 68 M&A с участием компаний, занимающихся робототехникой (не только промышленной, а в целом), а общая сумма десяти крупнейших сделок превысила $15 млрд (против $11,5 млрд в 2018 году и $700 млн в 2017). Довольно популярны среди инвесторов были логистические роботы – так, компания Shopify купила разработчика таких систем 6 River Systems за $450 млн. По данным фирмы PitchBook, венчурные инвестиции в США в стартапы, занимающиеся производством логистических роботов и автоматизацией складов, составили с 2015 года $1,2 млрд.
Нередко в сделках участвуют крупные игроки, причем речь идет не только о промышленных корпорациях. В апреле прошлого года японская Hitachi купила американского производителя промышленных роботов JR Automation за $1,4 млрд. В июле венчурный фонд Сбербанка Fort Ross Ventures принял участие в финансировании на $46 млн американского стартапа Fetch Robotics, который производит мобильных роботов для перемещения грузов по складам и предприятиям.
Точки роста: логистика, коботы и простота коммуникации с роботами
Очень активно роботы используются на складах, причем как промышленными предприятиями, так и ритейлерами – их используют Amazon, Walmart, Alibaba. В марте прошлого года известный производитель роботов Boston Dynamics представил новую версию логистического робота Handle – он оснащен машинным зрением, так что может находить нужные коробки, снимать их с полок и перемещать. По мнению ABI Research, с логистикой связано одно из перспективных направлений – приход на смену стационарным роботам мобильных. «Все говорят о беспилотном пассажирском транспорте, но мобильная автоматизация намного больше развита во внутренней логистике и промышленности», – пишет старший аналитик ABI Research Райан Уиттон. Лидером в этой сфере является Amazon Robotics – в общей сложности за последние годы компания поставила более 250 тыс. автоматизированных роботов-погрузчиков. Также таких роботов создают такие компании как Quicktron, JD.com, Geek и Grey Orange.
Довольно популярны роботы-манипуляторы, которые могут использоваться для сортировки и перемещения различных предметов. Так, в апреле прошлого года американская компания RightHand Robotics представила робота-манипулятора RightPick2. С 2020 года массовым производством роботом-манипуляторов собирается заняться российский стартап Aripix Robotics совместно с Центром промышленной кооперации.
Перспективным направлением является сотрудничество робота и человека в одном пространстве. Пока доля так называемых коботов (то есть коллаборативных роботов, которые могут работать совместно с человеком) остается небольшой – по данным IFR, на них приходится около 3,2% от всех промышленных роботов. Но эта сфера показывает значительный рост – в 2018 году число установки коботов на производстве выросло на 24%. По прогнозам ABI Research, к 2030 году рынок коботов достигнет $11,8 млрд (против $711 млн в 2019 году), составив 29% всего рынка промышленных роботов. Среди производителей коботов – Fanuc, KUKA, Universal Robots. Недавно коботов для упаковки коробок с пивом стала использовать датская пивоваренная компания Carlsberg – она применяет произведенных Universal Robots коботов UR3 и UR10. В ноябре японская корпорация FANUC представила линейку промышленных коботов CRX.
Однако развитие промышленных роботов движут не только амбициозные бизнес-задачи, но и трудности, возникающие при внедрении умных машин на производствах. Наладка, перепрограммирование приводят к длительным простоям и необходимости переобучать операторов.
Поэтому разработчики стремятся сделать коммуникацию с промышленными роботами более простой и понятной для работника. Так, американская компания Sisu создала специальный джойстик для управления промышленными роботами – он оснащен одной кнопкой и позволяет управлять роботом даже неподготовленному человеку. Японский производитель роботов Fanuc разработал инструмент на основе ИИ, который позволяет легко обучать роботов простейшим операциям, таким как сортировка деталей – человеку нужно лишь несколько раз нажать на изображения нужных деталей на фотографии на экране. Конечно, популярно, как и в других сферах, и голосовое управление – прошлым летом датская компания Kobots представила робота Kobot Amigo 900, который может разрезать различные материалы и управляется голосовыми командами.
Таким образом, несмотря на замедление в прошлом году, рынок промышленных роботов продолжит активно развиваться в ближайшие годы – пока уровень проникновения не настолько высок, что дает большие возможности для роста. Среди перспективных направлений для развития и инвестиций – коботы, роботы-манипуляторы, мобильные (в том числе логистические роботы) и развитие систем, помогающих во взаимодействии человека с роботом.