Forbes Council Дмитрий Плущевский
4485
0

Мечтать не вредно: Мосбиржа заявила о тридцати IPO. Почему этого не произойдет?

Мечтать не вредно: Мосбиржа заявила о тридцати IPO. Почему этого не произойдет?
Московская биржа заявила, что в 2020 году ждет до 30 IPO. Цифра явно взята по самому верхнему пределу: посчитаны компании, которые только гипотетически могут выйти на биржу в этом году. При этом у малого и среднего бизнеса практически нет шансов разместить акции на МосБирже — а ведь сейчас для этого лучшее время.  

Вряд ли и на бирже всерьез рассчитывают на 30 IPO. Простой анализ данных на сайте МосБиржи показывает, что за последние несколько лет количество новых эмитентов, размещающих акции, все время снижается и даже стремится к нулю. Сейчас там торгуются 271 акция чуть более 200 компаний, тогда как количество облигаций - в десять раз больше. Почему так происходит?

Преувеличенные опасения


Когда мы пришли в МосБиржу и сообщили, что хотим разместить наши акции, нам сразу сказали: “А почему вы не хотите выпустить облигации? Сделайте несколько выпусков, докажите, что вы платите купон, а потом приходите размещать акции”. Более того, Биржа не очень стремится размещать акции компаний меньше, чем на 1 млрд руб. Понятно, что такой подход продиктован желанием биржи иметь максимальное количество максимально чистых и безрисковых для ее репутации эмитентов. Но компаний, которые подходят под такие критерии, и при этом еще не разместившие акции на бирже, очень мало. 

В результате сейчас МосБиржа является недостаточно демократичным инструментом для привлечения средств инвесторов именно для компаний на стадии роста. Похоже, она пытается сразу занять такое же положение, какое, например, занимает Нью-Йоркская биржа в мире, когда на ней мечтает разместиться любая крупная компания. Для них NYSE – скорее определенная точка фиксации эффективной деятельности, а не возможность привлечь капитал для дальнейшего развития. 

В России, конечно, другая ситуация. Здесь много небольших бизнесов, которым нужны деньги на развитие, но их трудно получить. Биржа могла бы стать таким каналом привлечения средств, но пока она фактически запрещает инвесторам доступ к небольшому бизнесу, находящемуся на стадии роста. Да, на бирже есть разные секции, и видна попытка демократизации доступа к публичному капиталу для небольших компаний. Но по факту это несильно влияет на общую ситуацию. 

Опасения биржи кажутся преувеличенными. Невозможно по щелчку пальцев разместить свои акции, даже если у тебя большой и прибыльный бизнес, и даже если это акционерное общество. К эмитентам предъявляются жесткие требования в том числе по прозрачности процессов. Поэтому мошенникам попасть на биржу практически невозможно. Так, в первую очередь необходимо пройти международный аудит по бухгалтерскому учету, основанного на МСФО. Это не просто. Когда мы в «Мосгорломбарде» приняли решение о размещении акций, мы провели закрытый тендер среди аудиторов, по результатам которого выбрали BDO – компанию, которая входит в мировой топ-10 по аудиту. Переход на МСФО займет несколько месяцев. А, например, чтобы определить, по какой цене мы будем размещать акции, мы провели довольно долгую работу по их оценке, и для этого привлекли международного оценщика “Нексиа Пачоли”

МСБ здесь не место


В цифру “30 IPO” слабо верится еще и потому, что в прессе и других источниках не слышно о подобных планах каких-либо компаний. Были разные заявления, но без конкретики. По-хорошему, такую активность надо начинать года за 1,5 до размещения (например, “Мосгорломбард” планирует разместить акции в 2021 году). Поэтому если и будут размещения в этом году на МосБирже, то не более 5-6, и, скорее всего, размещаться эмитенты будут не столько для того, чтобы привлечь деньги для развития, а чтобы выйти в кэш. 

Но ведь если вы хотите развивать бизнес, и если вы видите перспективы развития, вам нужны “длинные” деньги. Облигации в этом случае не самый лучший инструмент. Когда у вас постоянные капитальные затраты (строительство новых объектов, покупка оборудования или M&A сделки) вы не можете себе позволить развиваться за счет заемного капитала. Кроме того, у облигаций есть сроки погашения, и если вы эти сроки пропустите, у вас наступает дефолт. На рынке есть примеры, когда компании использовали облигации для долгосрочных инвестиций. Это очень опасно. Компании иногда не могут рассчитаться по облигациям просто потому, что не могут разместить очередной выпуск облигаций из-за новой политической и/или экономической конъюнктуры. Поэтому облигации хорошо подходят, например, для увеличения оборота торгового бизнеса, где есть предсказуемый торговый цикл. 

Таким образом, именно размещение акций на бирже могло бы стать хорошим инструментом именно для малого и среднего бизнеса. Ведь далеко не всякому бизнесу нужен капитал в размере 1 млрд руб, многим нужно гораздо меньше. Но для этого сектора в плане возможностей по привлечению средств в России существует огромный провал. Во-первых, вы неинтересны ни бирже, ни многочисленным брокерам, консолидирующим инвесторов, если вы недостаточно крупная компания. Во-вторых, чтобы привлечь тот же миллиард рублей, компания должна стоить как минимум в 3-4 раза дороже. Если владелец хочет привлечь средства на развитие, значит, ему нужно сохранить контроль над компанией. Поэтому он хочет продать долю в 20-30%, не более того. Но для того, чтобы стоить 3 млрд руб., у компании должно быть хотя бы 300-400 млн руб годового дохода. Этого добиться сложно, и это уже не малый и не простой средний бизнес, а крепкий средний бизнес. 

Надежды на внутренний рынок


В итоге мы получаем ситуацию, когда биржа готова допускать на свою площадку только тех, кто каким-то образом сам смог развиться до нужного уровня. Только с такими “упакованными” компаниями биржа работает. Это похоже на серьезную ошибку. Можно посмотреть на зарубежные аналоги. Например, европейская биржа Euronext очень активно работает в том числе с молодыми компаниями, которые находятся на ранних этапах развития. Другой известный пример - Toronto Venture, сегмент канадской биржи, в котором тоже могут проходить размещения молодых компаний.

Чтобы избежать дефолтов и драматического падения стоимости акций компаний, нужно развивать юниорские секции на бирже, занимая место краудфандинговых платформ, руководствуясь принятым законом о краудфандинге, который вступает в силу как раз с 2020 года. В соответствии с этим законом, интересы инвесторов защищены рядом ограничений. Задача биржи, в том числе, реализовать площадку и организовать деятельность в соответствии с этим законом. В идеале небольшие компании должны попадать на такую "краудфандинговую" секцию МосБиржи максимально просто и быстро. И уже после этого, доказав серьезность своих намерений и честность, выходить на основную секцию биржи и получать доступ к институциональным инвесторам. Инвесторы, в свою очередь, смогут лучше диверсифицировать свой портфель.

С другой стороны, это позволит приучить людей к зарабатыванию себе на пенсию в том числе за счет вложений в акции, как это происходит уже давно в других странах. Ведь с уходом иностранных инвесторов остается надеяться только на внутренний рынок. Биржа может стать одной из любимых площадок для инвестиций и зарабатывания денег. Сложившаяся экономическая и политическая ситуация должна только способствовать тому, что биржа будет развиваться, и размещений будет больше, а предприниматели станут героями, как в других странах.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза