Почему несколько крупных банков перестали выдавать POS-кредиты?
Недавняя публикация в «Известиях» о том, что банки отказываются от кредитования в магазинах, вызвала неоднозначную реакцию участников рынка, в частности в соцсетях. Постараемся разобраться, что на самом деле происходит в этом сегменте, тем более несколько крупных банков действительно ушли из него.
Сегмент POS-займов демонстрирует стабильный рост в районе 10% в течение последних двух лет. Это одно из наиболее «живучих» направлений банковской розницы, которое первым начало восстанавливаться после кризиса 2014-2015 гг. По данным FRANK RG российский POS-сегмент оценивается почти в 270 млрд. рублей, что примерно составляет 3,5% розничного кредитования. Если десять лет назад займы выдавались на покупку условного утюга или микроволновки, то сейчас вариативность продуктов становится шире. Ведущими категориями становятся здравоохранение, электроника и товары для дома, обучение и путешествия. Кроме того, POS-кредиты все чаще выдаются онлайн.
Однако, несмотря на такие стабильно-позитивные тренды в сегменте, некоторые банки отказываются от него. На мой взгляд, тому есть несколько причин.
Первое и самое важное. Сегмент POS чрезвычайно конкурентный и технологичный. Он постоянно развивается. С ростом выдачи POS-кредитов онлайн кратно увеличились требования к скорости получения ответа на кредитную заявку. В идеале на него не должно уходить более минуты. С этим лучше всего справляются небанковские финтех-компании, многие МФО, например. Банки пока работают медленнее. В отличие от МФО им необходимо хотя бы раз вас увидеть вживую. Наиболее заинтересованные в сегменте POS Почта Банк и ОТП создали собственные микрофинансовые организации, таким образом нивелировав регуляторные диспропорции между банками и МФО.
Второе – снижение маржинальности сегмента POS. Как правило кредиты в торговых сетях оформляются в виде рассрочки. Источником прибыли для банка становится компенсация от ритейла, которая снижается вслед за падением его собственной маржи. В этой связи крайне эффективным выглядит решение Сбербанка, который, де-юре не являясь участником сегмента POS, де-факто - монополист в кредитовании на собственной площадке «Беру». Технологичность банков могла бы частично компенсировать им жадность торговых сетей. Кроме этого, чтобы остаться в этом высококонкурентном сегменте с постоянно снижающейся маржой, финансовые организации должны не только развивать технологии, но и оперативно адаптировать свои бизнес-модели под быстро меняющуюся конъюнктуру рынка.
В-третьих, банки могут уходить из POS сегмента ввиду изменений собственных бизнес-стратегий. POS-кредитование – мощный канал привлечения клиентов при достаточно невысокой стоимости. Это важно для банков, стремящихся нарастить долю рынка и клиентский портфель (банки ниже ТОП-20), но не так актуально, например, для Альфа-Банка, у которого отлично выстроено множество других каналов дистрибуции.
В целом, можно сказать, что POS-кредитованием начинают заниматься игроки, для которых эта ниша соответствует стратегиям развития или даже их ДНК, как в случае с небанковскими финтех-компаниями. На сегодняшний день объем рынка POS-кредитования со стороны МФО – несколько миллиардов рублей, против сотен у банков. Можно ожидать умеренного роста доли небанковских компаний в перспективе трех-пяти лет, однако сами банки их далеко не отпустят, догоняя в технологических решениях.
Сегмент продолжит уверенно и спокойно расти темпами, которые он демонстрировал ранее. Будут развиваться новые направления POS-кредитования. Например, «Почта Банк» занялся кредитованием покупок садовых домов. Драйверами развития рынка станут медицина, образование, туризм, для которых POS-займы – относительно новый канал дистрибуции в отличие от хорошо изучивших этот сегмент торговых сетей. Будет расти онлайн POS-кредитование и количество коллабораций с маркетпелейсами по типу партнерства Тинькофф и Aliexpress
Карты рассрочки и кредитки не смогут отобрать клиентов ввиду ограниченных возможностей по применению и коротких льготных периодов. Кроме того, POS-кредиты были и будут единственным кредитным инструментом для части населения, чьи лимиты не готовы подтверждать банки.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Сегмент POS-займов демонстрирует стабильный рост в районе 10% в течение последних двух лет. Это одно из наиболее «живучих» направлений банковской розницы, которое первым начало восстанавливаться после кризиса 2014-2015 гг. По данным FRANK RG российский POS-сегмент оценивается почти в 270 млрд. рублей, что примерно составляет 3,5% розничного кредитования. Если десять лет назад займы выдавались на покупку условного утюга или микроволновки, то сейчас вариативность продуктов становится шире. Ведущими категориями становятся здравоохранение, электроника и товары для дома, обучение и путешествия. Кроме того, POS-кредиты все чаще выдаются онлайн.
Однако, несмотря на такие стабильно-позитивные тренды в сегменте, некоторые банки отказываются от него. На мой взгляд, тому есть несколько причин.
Первое и самое важное. Сегмент POS чрезвычайно конкурентный и технологичный. Он постоянно развивается. С ростом выдачи POS-кредитов онлайн кратно увеличились требования к скорости получения ответа на кредитную заявку. В идеале на него не должно уходить более минуты. С этим лучше всего справляются небанковские финтех-компании, многие МФО, например. Банки пока работают медленнее. В отличие от МФО им необходимо хотя бы раз вас увидеть вживую. Наиболее заинтересованные в сегменте POS Почта Банк и ОТП создали собственные микрофинансовые организации, таким образом нивелировав регуляторные диспропорции между банками и МФО.
Второе – снижение маржинальности сегмента POS. Как правило кредиты в торговых сетях оформляются в виде рассрочки. Источником прибыли для банка становится компенсация от ритейла, которая снижается вслед за падением его собственной маржи. В этой связи крайне эффективным выглядит решение Сбербанка, который, де-юре не являясь участником сегмента POS, де-факто - монополист в кредитовании на собственной площадке «Беру». Технологичность банков могла бы частично компенсировать им жадность торговых сетей. Кроме этого, чтобы остаться в этом высококонкурентном сегменте с постоянно снижающейся маржой, финансовые организации должны не только развивать технологии, но и оперативно адаптировать свои бизнес-модели под быстро меняющуюся конъюнктуру рынка.
В-третьих, банки могут уходить из POS сегмента ввиду изменений собственных бизнес-стратегий. POS-кредитование – мощный канал привлечения клиентов при достаточно невысокой стоимости. Это важно для банков, стремящихся нарастить долю рынка и клиентский портфель (банки ниже ТОП-20), но не так актуально, например, для Альфа-Банка, у которого отлично выстроено множество других каналов дистрибуции.
В целом, можно сказать, что POS-кредитованием начинают заниматься игроки, для которых эта ниша соответствует стратегиям развития или даже их ДНК, как в случае с небанковскими финтех-компаниями. На сегодняшний день объем рынка POS-кредитования со стороны МФО – несколько миллиардов рублей, против сотен у банков. Можно ожидать умеренного роста доли небанковских компаний в перспективе трех-пяти лет, однако сами банки их далеко не отпустят, догоняя в технологических решениях.
Сегмент продолжит уверенно и спокойно расти темпами, которые он демонстрировал ранее. Будут развиваться новые направления POS-кредитования. Например, «Почта Банк» занялся кредитованием покупок садовых домов. Драйверами развития рынка станут медицина, образование, туризм, для которых POS-займы – относительно новый канал дистрибуции в отличие от хорошо изучивших этот сегмент торговых сетей. Будет расти онлайн POS-кредитование и количество коллабораций с маркетпелейсами по типу партнерства Тинькофф и Aliexpress
Карты рассрочки и кредитки не смогут отобрать клиентов ввиду ограниченных возможностей по применению и коротких льготных периодов. Кроме того, POS-кредиты были и будут единственным кредитным инструментом для части населения, чьи лимиты не готовы подтверждать банки.