Forbes Council Екатерина Петрова
2875
0

Ваши любимые стартапы. Как превратить в деньги энтузиазм и идеи молодых предпринимателей

Мы часто слышим, что российские стартапы технологически продвинуты, но не умеют превращать идеи в деньги. Что университетские ученые заняты высокой наукой и не умеют, да и не хотят заниматься коммерциализацией своих изобретений. Отчасти это мнение соответствует действительности. Но, к счастью, все больше российских инноваторов задумывается о том, как «упаковать» свой проект, чтобы успешно рассказать о себе «бизнес-ангелам» и корпорациям. Однако и корпорации во многом стали пересматривать свои принципы работы со стартапами.

Стартап-маркетинг


Чаще всего основатели стартапов - действительно одаренные ребята с очень интересными идеями. Но им нужна менторская помощь, чтобы они смогли структурировать и презентовать свои идеи, найти инвесторов, выйти на рынок.

За последние несколько лет в России, в том числе с помощью Российской венчурной компании (РВК) и акселератора GenerationS, было запущено множество образовательных программ в разных регионах. У разработчиков появилось больше возможностей узнать о том, какие есть инструменты продвижения проектов, как выводить продукт на рынок и где искать заказчиков. Сейчас в крупных городах есть бизнес-инкубаторы – подготовленные площадки для стартапов: с рабочими местами и всем необходимым технологическим оборудованием.

Стартапы в России начали понимать, что нужно дорабатывать проекты для получения венчурных инвестиций, если есть запрос, а не говорить: «Нет, у нас такая классная идея, мы сами знаем, как ее продвигать, и не собираемся ничего менять. Мы хотим, чтобы купили именно то, что мы придумали». Сейчас многие команды, поработав как с российскими, так и международными корпорациями, понимают, как создать продукт, который можно масштабировать.

Некоторое время назад мы, как федеральная платформа по работе с корпоративными инновациями, столкнулись с еще одной проблемой: проекты в России просто некому было предлагать. Для развития технологий стране необходим не только рынок идей, но и рынок заказчиков. Мы начали работать с корпорациями, объяснять перспективы плодотворного взаимодействия с технологическими разработчиками. Мы убеждали крупные компании в том, что они должны потратить какое-то количество ресурсов и времени, чтобы рассмотреть новые технологические идеи и оказать поддержку тем, кто их заинтересовал, а не просто взять стартап на заметку и ждать, когда он самостоятельно доработает продукт.

На данный момент создание корпоративных венчурных фондов уже стало трендом. В Россию пришла мода на акселерацию и инновации. Теперь все происходит гораздо быстрее, чем несколько лет назад. Появились примеры, когда корпорация, которая вложилась в стартап, успешно из него вышла и получила хорошую прибыль. Или поглотила его, поскольку его решение удачно вписалось в бизнес-логику компании.

Так, в феврале 2018 года компания МТС выкупила 100% ООО «МДТЗК» (работает под брендом Ticketland.ru) за 3,3 млрд руб., а также 78,2% бренда Ponominalu.ru за 495 млн руб. Продавцом первой компании выступили ряд инвесторов и фонд iTech Capital. В сделке по приобретению Ponominalu.ru продавцами стали структуры его основателей и фонд Buran Venture Capital. В апреле 2019 года Сбербанк выкупил 100% онлайн-рекрутера Rabota.ru за сумму около 500 млн руб. В октябре 2018 года «Яндекс» стал единственным владельцем стартапа «Едадил», увеличив свою долю в нем с 10% до 100%, потратив на это 233 млн руб.

Неприхотливые стартапы


Еще одна интересная особенность российских инновационных проектов – их неприхотливость. Если уж они решили выйти на рынок, то прилагают все усилия, чтобы добиться успеха. Например, среднестатистический стартап в Израиле сразу ставит себе высокий ценник и его представители не будут ходить на переговоры с конкретным клиентом 5-10 раз – одного раунда достаточно. Наши стартапы, даже если у них есть уникальные технологии, сегодня стараются найти оптимальный подход и комплексное решение, при котором и они заработают денег, и клиенту будет с ними комфортно работать. Наши инноваторы движутся в правильном направлении. Международные венчурные инвесторы, будь то из Сингапура, Китая или Европы, сейчас заинтересованы работать со стартапами из России.

При этом покидать Россию стартапам нет необходимости. Например, выпускник GenerationS, пермская компания RCML, создала универсальный контроллер для промышленных роботов и вышла с этим продуктом на рынки США и Китая. Компания также сотрудничает с немецкой Kukа Robotics, шведской ABB и другими производителями промышленных роботов. При этом штаб-квартира RCML была создана в Перми и до сих пор остается там.

Что будет дальше


Наша общая задача – сделать так, чтобы в России появлялось много качественных разработок с одной стороны, а с другой, чтобы все большее число корпораций с ними взаимодействовали. Необходимо стимулировать создание новых идей и инструментов. Сейчас корпорации заинтересовались, например, хакатонами – это командное соревнование разработчиков, в рамках которого ставится конкретное техническое задание, и участники должны найти решение к финалу мероприятия. Именно в таких местах собираются талантливые разработчики, которые общаются напрямую с техническими специалистами о рабочих задачах. Таких хакатонов в России должно проходить как можно больше, в том числе с участием студентов и школьников.

Мы ожидаем, что число технологических разработчиков, венчурных инвесторов, «бизнес-ангелов» в России будет расти с каждым годом, а также увеличится уровень государственной поддержки. В том числе должно стать больше мероприятий, направленных на деловое знакомство и общение фаундеров технологических стартапов с потенциальными инвесторами. Это повысит уровень доверия между ними и поможет выйти на рынок по-настоящему прорывных технологических решений.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза