Писать, читать и инвестировать: какие возможности открывают инвестору мессенджеры и соцсети
Для инвесторов, рассматривающих вложения в соцсети и мессенджеры, 2019 год ознаменовался прежде всего судебными скандалами. Facebook получил рекордный 5-миллиардный штраф от FTC, а Telegram столкнулся с запретом SEC на выпуск криптовалюты. И всё же, даже несмотря на эти проблемы, рынок «социального общения в сети» находится на серьёзном подъёме. Каких трендов нам стоит ждать в 2020 и на какие перспективы могут рассчитывать инвесторы?
Соцсети – феномен нулевых: Facebook буквально открыл новую эпоху, ворвавшись со своим продуктом на вершину финансового рынка онлайн-технологий. Но сейчас, когда социальные сети стали привычным и обыденным форматом, возникает вопрос: что будет следующим шагом в развитии социальных веб-технологий?
В 2014-м году Марк Цукерберг прокомментировал приобретение WhatsApp следующим образом: «Общение в мессенджерах – одна из немногих вещей, которые более популярны, чем социальные сети».
Чуть позже, в 2015-м, эту мысль подтвердил отчёт Business Insider: он показал, что суммарное количество пользователей четырёх крупнейших мессенджеров – WhatsApp, Viber, WeChat и Messenger – превзошло объединённую аудиторию четырёх самых популярных соцсетей: Facebook, Instagram, Twitter и Google+.
На протяжении следующих пяти лет мы наблюдали укрепление этого тренда на примере Telegram: стартовав в августе 2013, к февралю 2016 мессенджер получил 100 миллионов пользователей, а на сегодняшний день число регистраций в Телеграме превысило 1 млрд.
Конфиденциальность, простота и удобство – вот причина, по которой мессенджеры вырываются вперёд. Люди приходят в сеть прежде всего за общением, и мессенджеры обеспечивают все необходимые для него возможности с более низким порогом входа, чем соцсети. Поэтому, в частности, мы наблюдаем всё больший интерес Facebook к сфере instant messengers.
В нулевых у Facebook были определённые проблемы, но уже в начале текущего десятилетия ситуация стабилизировалась. Покупка Instagram в 2012 и WhatsApp в 2014 укрепили позиции социального титана, и вплоть до середины прошлого года акции компании показывали стабильный рост. Но 26 июля 2018 стоимость акций Facebook всего за день рухнула на 18,96% из-за неудовлетворительного финансового отчёта за 2 квартал: выручка компании составила $13,04 млрд, тогда как аналитики прогнозировали результат не менее $13,36 млрд.
Дальше медленный рост к прежним показателям – и снова падение, на этот раз из-за конфликта с FTC (Федеральная торговая комиссия США). Закон больших чисел подсказывает, что с каждым разом Facebook будет всё сложнее возвращаться к своему максимуму, но на практике Цукербергу удаётся эффектно обходить правила рынка.
В 2019 переломным моментом стал ноябрьский запуск Facebook Pay, который обеспечил моментальный рост доходов компании. Даже несмотря на судебные издержки, темпы роста доходов Facebook опережают прогнозы – но долго ли такая ситуация будет сохраняться?
Успехи Facebook выглядят впечатляюще: в 2019 компания превзошла все ожидания, но сможет ли она сохранить устойчивый рост выручки на 25% в 2020 и далее? В этом есть большие сомнения. Новые проекты Facebook неизменно встречаются с определёнными сложностями: запуск криптовалюты Libra отложили из-за проблем с госрегуляторами и конфиденциальностью, а теперь под угрозой и запланированная «перекрёстная интеграция».
Главный актив Facebook – 2,2 млрд пользователей, если объединить аудитории Instagram, Facebook Messenger и WhatsApp. Именно это объединение было в планах компании: Цукерберг планировал провести техническую интеграцию и создать новый мессенджер с самой большой аудиторией в мире.
Потенциально такое решение открывает компании отличные перспективы, но, возможно, этим планам не суждено сбыться. По свежим данным The Wall Street Journal и New York Times, FTC рассматривает предварительный судебный запрет интеграции. Причиной запрета может стать опасение в нарушении Facebook антимонопольного законодательства и недопустимом снижении конкуренции.
Подобные проблемы испытывают и другие гиганты: Google, Apple, Amazon – все они доминируют в своих областях рынка, и все рискуют столкнуться с регуляторами в самое ближайшее время. На фоне этого для инвесторов становятся более привлекательными менее масштабные игроки.
На данный момент привлекательность самого Telegram для инвестиций не вполне однозначна. Сомнения инвесторов связаны со статусом проекта TON: блокчейн-платформы Telegram Open Network с собственной криптовалютой Gram. Собрав $1,7 млрд инвестиций, Telegram столкнулся с неожиданной проблемой – 11 октября Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) временно запретила выпуск токенов Gram.
Это решение может повлиять на всю криптовалютную отрасль, но в первую очередь оно затрагивает сам Telegram. И хотя инвесторы не будут требовать от Павла Дурова возврата средств из-за переноса запуска Gram, перед новыми инвестициями имеет смысл дождаться развития ситуации.
При этом популярность самого мессенджера не вызывает вопросов, как и его привлекательность для бизнеса. По данным Admitad, в первом полугодии 2019 Telegram показал самые быстрые темпы роста объёма продаж рекламы в России – на его долю приходится 90% всей рекламы, Продаваемой через мессенджеры. И это несмотря на то, что Роскомнадзор пытается заблокировать мессенджер с 16 апреля 2018.
Растут объёмы рекламы, увеличивается интерес, который к мессенджеру испытывают рекламодатели и, соответственно, создаются условия для активного развития «околотелеграмных» сервисов – платформ, предлагающих те или иные услуги маркетологам и владельцам каналов. А значит, есть определённый смысл рассмотреть вложения именно в такие проекты.
В первую очередь, имеет смысл ориентироваться на опыт уже добившихся успеха площадок – например, Telemetr и TgStat. Эти сервисы сейчас наиболее популярны в русскоязычном сегменте, ими пользуется большинство маркетологов, работающих с Telegram.
Основа для успеха в обоих случаях одна и та же: предложение востребованных функций, которых у самого Telegram нет. Мониторинг аудитории, охвата, активности пользователей – они дали рекламодателю привычные по опыту работы с соцсетями инструменты, которых в мессенджере нет. Примечательно, что сработал фактор молодого рынка: например, Telemetr стал крупнейшим сервисом аналитики Telegram всего за полтора года – и это сервис, который сделан одним человеком, без привлечения серьёзных инвестиций.
Такое возможно, поскольку инвесторы и крупные компании только в последний год начали по-настоящему пристально присматриваться к сегменту сервисов, построенных вокруг мессенджеров. Соответственно, сейчас самое подходящее время для вложений в новые платформы, удовлетворяющие ещё не закрытые потребности аудитории – пройдёт полгода-год, и практически все ниши уже будут заняты.
Присматривайтесь именно к проектам, ориентированным на уникальный функционал, ещё не заявленный ранее. Например, уже есть стартапы, предлагающие маркетологам возможность отслеживать эффективность каждого канала рекламы по отдельности – ни в Telemetr, ни в TgStat таких возможностей нет.
И, конечно, продолжайте следить за ситуацией с Gram. Если Telegram всё-таки разрешит ситуацию с запретом, то одновременно с выходом новой криптовалюты появится немало перспективных проектов, ориентированных именно на работу с ней. Это и профильные биржи, и активно использующие трендовый токен сервисы, и платформы аналитики. На фоне общего интереса к Gram, многие из подобных проектов будут выглядеть более чем привлекательно.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
В фокусе внимания мессенджеры
Соцсети – феномен нулевых: Facebook буквально открыл новую эпоху, ворвавшись со своим продуктом на вершину финансового рынка онлайн-технологий. Но сейчас, когда социальные сети стали привычным и обыденным форматом, возникает вопрос: что будет следующим шагом в развитии социальных веб-технологий?
В 2014-м году Марк Цукерберг прокомментировал приобретение WhatsApp следующим образом: «Общение в мессенджерах – одна из немногих вещей, которые более популярны, чем социальные сети».
Чуть позже, в 2015-м, эту мысль подтвердил отчёт Business Insider: он показал, что суммарное количество пользователей четырёх крупнейших мессенджеров – WhatsApp, Viber, WeChat и Messenger – превзошло объединённую аудиторию четырёх самых популярных соцсетей: Facebook, Instagram, Twitter и Google+.
На протяжении следующих пяти лет мы наблюдали укрепление этого тренда на примере Telegram: стартовав в августе 2013, к февралю 2016 мессенджер получил 100 миллионов пользователей, а на сегодняшний день число регистраций в Телеграме превысило 1 млрд.
Конфиденциальность, простота и удобство – вот причина, по которой мессенджеры вырываются вперёд. Люди приходят в сеть прежде всего за общением, и мессенджеры обеспечивают все необходимые для него возможности с более низким порогом входа, чем соцсети. Поэтому, в частности, мы наблюдаем всё больший интерес Facebook к сфере instant messengers.
Facebook и WhatsApp: гигантам закон больших чисел не писан?
В нулевых у Facebook были определённые проблемы, но уже в начале текущего десятилетия ситуация стабилизировалась. Покупка Instagram в 2012 и WhatsApp в 2014 укрепили позиции социального титана, и вплоть до середины прошлого года акции компании показывали стабильный рост. Но 26 июля 2018 стоимость акций Facebook всего за день рухнула на 18,96% из-за неудовлетворительного финансового отчёта за 2 квартал: выручка компании составила $13,04 млрд, тогда как аналитики прогнозировали результат не менее $13,36 млрд.
Дальше медленный рост к прежним показателям – и снова падение, на этот раз из-за конфликта с FTC (Федеральная торговая комиссия США). Закон больших чисел подсказывает, что с каждым разом Facebook будет всё сложнее возвращаться к своему максимуму, но на практике Цукербергу удаётся эффектно обходить правила рынка.
В 2019 переломным моментом стал ноябрьский запуск Facebook Pay, который обеспечил моментальный рост доходов компании. Даже несмотря на судебные издержки, темпы роста доходов Facebook опережают прогнозы – но долго ли такая ситуация будет сохраняться?
Почему стоит отвлечься от Facebook, обратив внимание на Telegram
Успехи Facebook выглядят впечатляюще: в 2019 компания превзошла все ожидания, но сможет ли она сохранить устойчивый рост выручки на 25% в 2020 и далее? В этом есть большие сомнения. Новые проекты Facebook неизменно встречаются с определёнными сложностями: запуск криптовалюты Libra отложили из-за проблем с госрегуляторами и конфиденциальностью, а теперь под угрозой и запланированная «перекрёстная интеграция».
Главный актив Facebook – 2,2 млрд пользователей, если объединить аудитории Instagram, Facebook Messenger и WhatsApp. Именно это объединение было в планах компании: Цукерберг планировал провести техническую интеграцию и создать новый мессенджер с самой большой аудиторией в мире.
Потенциально такое решение открывает компании отличные перспективы, но, возможно, этим планам не суждено сбыться. По свежим данным The Wall Street Journal и New York Times, FTC рассматривает предварительный судебный запрет интеграции. Причиной запрета может стать опасение в нарушении Facebook антимонопольного законодательства и недопустимом снижении конкуренции.
Подобные проблемы испытывают и другие гиганты: Google, Apple, Amazon – все они доминируют в своих областях рынка, и все рискуют столкнуться с регуляторами в самое ближайшее время. На фоне этого для инвесторов становятся более привлекательными менее масштабные игроки.
Инвестиции в сторонние сервисы
На данный момент привлекательность самого Telegram для инвестиций не вполне однозначна. Сомнения инвесторов связаны со статусом проекта TON: блокчейн-платформы Telegram Open Network с собственной криптовалютой Gram. Собрав $1,7 млрд инвестиций, Telegram столкнулся с неожиданной проблемой – 11 октября Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) временно запретила выпуск токенов Gram.
Это решение может повлиять на всю криптовалютную отрасль, но в первую очередь оно затрагивает сам Telegram. И хотя инвесторы не будут требовать от Павла Дурова возврата средств из-за переноса запуска Gram, перед новыми инвестициями имеет смысл дождаться развития ситуации.
При этом популярность самого мессенджера не вызывает вопросов, как и его привлекательность для бизнеса. По данным Admitad, в первом полугодии 2019 Telegram показал самые быстрые темпы роста объёма продаж рекламы в России – на его долю приходится 90% всей рекламы, Продаваемой через мессенджеры. И это несмотря на то, что Роскомнадзор пытается заблокировать мессенджер с 16 апреля 2018.
Растут объёмы рекламы, увеличивается интерес, который к мессенджеру испытывают рекламодатели и, соответственно, создаются условия для активного развития «околотелеграмных» сервисов – платформ, предлагающих те или иные услуги маркетологам и владельцам каналов. А значит, есть определённый смысл рассмотреть вложения именно в такие проекты.
Как выбрать подходящий проект для инвестиций?
В первую очередь, имеет смысл ориентироваться на опыт уже добившихся успеха площадок – например, Telemetr и TgStat. Эти сервисы сейчас наиболее популярны в русскоязычном сегменте, ими пользуется большинство маркетологов, работающих с Telegram.
Основа для успеха в обоих случаях одна и та же: предложение востребованных функций, которых у самого Telegram нет. Мониторинг аудитории, охвата, активности пользователей – они дали рекламодателю привычные по опыту работы с соцсетями инструменты, которых в мессенджере нет. Примечательно, что сработал фактор молодого рынка: например, Telemetr стал крупнейшим сервисом аналитики Telegram всего за полтора года – и это сервис, который сделан одним человеком, без привлечения серьёзных инвестиций.
Такое возможно, поскольку инвесторы и крупные компании только в последний год начали по-настоящему пристально присматриваться к сегменту сервисов, построенных вокруг мессенджеров. Соответственно, сейчас самое подходящее время для вложений в новые платформы, удовлетворяющие ещё не закрытые потребности аудитории – пройдёт полгода-год, и практически все ниши уже будут заняты.
Присматривайтесь именно к проектам, ориентированным на уникальный функционал, ещё не заявленный ранее. Например, уже есть стартапы, предлагающие маркетологам возможность отслеживать эффективность каждого канала рекламы по отдельности – ни в Telemetr, ни в TgStat таких возможностей нет.
И, конечно, продолжайте следить за ситуацией с Gram. Если Telegram всё-таки разрешит ситуацию с запретом, то одновременно с выходом новой криптовалюты появится немало перспективных проектов, ориентированных именно на работу с ней. Это и профильные биржи, и активно использующие трендовый токен сервисы, и платформы аналитики. На фоне общего интереса к Gram, многие из подобных проектов будут выглядеть более чем привлекательно.