Forbes Council Игорь Рыбаков
3016
0

Миром будут править молодые. Четыре тренда, которые определят 2020 год

Миром будут править молодые. Четыре тренда, которые определят 2020 год
Первый тренд. С 2015 года из России уезжало много людей, включая талантливых бизнесменов. Люди продавали бизнесы на волне «ну теперь-то точно не может быть ничего хорошего, потому что даже сыра нет».  В итоге в России научились делать не только сыр, но и огромное количество самой разнообразной еды. Причем свой кусок рынка заполучили не только крупные корпорации, такие как «Мираторг», но и небольшие компании, малый бизнес. Эта мощная тенденция сохранится в 2020 году: на рынок пришли молодые амбициозные ребята с незамутненным сознанием, они априори воспринимают будущее в радужных тонах и делают максимум для достижения своих целей.

Вспомните предпринимательский климат 90-х годов. Рэкет, сборщики дани, сборы и поборы. Какие там меры поддержки бизнеса, малого предпринимательства? Климат был очень непростым, но выживали, и даже жили в нем.

Сегодня миром правят молодые ребята, у которых нет в голове установки судного дня. Например, один из моих учеников, без пяти минут резидент бизнес-клуба «Эквиум», — Руслан Насыров, из города Лихославль Тверской области с населением 11,5 тыс. человек, не так давно занялся производством станков для холодной ковки Stanmann.

Второй тренд. Появляются социальные предпринимателеи, impact инвесторы, филантропы. Это становится модным, хотя пока и в узких кругах. Например, в бизнес-клубе «Эквиум» социальное предпринимательство или филантропия неразрывно связаны с бизнесом. Резиденты либо присматриваются, либо уже не мыслят свой бизнес в отрыве от преображения социума, в котором живут потребители их продукта. Этот тренд созревал в России давно, с середины 2000-х годов, но разворачиваться он начинает сейчас. В 2015 году я вместе с супругой Екатериной создал «Рыбаков Фонд», в 2019 году RYBAKOV PRIZE: премия для меценатов, филантропов и социальных предпринимателей, которые не по долгу службы, а по зову сердца инвестируют деньги, энергию и время в образование. Будем вручать 3 номинации наиболее вдохновляющим примерам: когда донор-меценат-филантроп инициировал действо, существенно поменявшее социально-образовательную среду, образование. У нас уже 450 заявок, 150 из них — очень мощные. Каждая заявка — уже случившееся явление, феномен.

В 2020 году социальных предпринимателей, impact инвесторов и филантропов станет в два раза больше.

Третий тренд. Еще одна примета времени — блогеры с сомнительным контентом. SMM-платформы, такие как Youtube, Instagram и другие, дали возможность «вещать» огромному количеству пользователей. Несмотря на то, что моя позиция — «Пусть цветут все цветы, чем больше различных точек зрения, тем лучше», — я не могу не констатировать, что в отрасли сегодня присутствуют вредные персонажи, «засирающие мозги» недостоверной, небезопасной информацией. Это случилось, и нам нужно учиться с этим жить.

Информация в интернете стала социальным электричеством. Это оружие массового поражения, оружие незаметного проникновения в души и сердца людей. Сегодня многие делают определенные действия, возможно даже против своей воли, совершенно не замечая, что их к этому подталкивают.

А что будет, если интернет отключат? Сегодня социально-экономические системы устроены таким образом, что нейронная структура человека настолько сильно расширена текущими гаджетами, использованием рекомендательных систем (Siri, Глонасс, GPS и т.д), что абсолютно не агрессивное выключение интернета приводит к эффекту, аналогичному выключению света в комнате: человек перестает видеть.

Сегодня изоляция стран – это не железный занавес, не позволяющий людям выезжать в другие государства, а изоляция интернета и fire wall. К тому же за пределы своих стран выезжают не многие — в Америке лишь 15% граждан имеют загранпаспорта, в России — 7%. Большинство людей живет внутри своих стран. При этом проникновение интернета мало в каком регионе мира опускается ниже 50%.

Четвертый тренд. Ну и конечно, нельзя не отметить начавшийся процесс изменений в классическом образовании. Дошкольное и школьное образование в России прошло последний рубикон, оно сильно отстало от общества информации. Нынешняя классно-предметная система обучения не формирует гигиенический набор, необходимый для умения жить. Поэтому основная педагогическая функция, которая будет востребована, в школах и у взрослых: обучение друг друга способности жить в новом цифровом мире. Каждый человек становится для кого-то учителем, а для кого-то — учеником. Это совершенно новое устройство, к которому психологически большинство взрослых совершенно не готово.

Резюме таково: хочешь меняться — меняйся, не хочешь — становись биоматериалом для других. Либо ты создаешь свой код, свои правила, свою экосистему через коллективную выработку правил ты участвуешь, соучаствуешь, либо ты живешь по правилам, которые выработал и навязал кто-то другой. И то и то — жизнь. Какую жизнь выберешь ты?

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза