Forbes Council Артем Кумпель
2029
1

«Мягкая» революция на рынке труда «синих воротничков»

«Мягкая» революция на рынке труда «синих воротничков»
О цифровизации и её последствиях в последние годы не говорит только ленивый. Тональность высказываний зависит от отношения говорящего к этому процессу, охватившему практически все сферы жизни: от «искусственный интеллект позволяет в разы увеличить эффективность бизнеса» до «роботы вышли на тропу войны с homo sapiens, и скоро мы все останемся без работы». И в какой-то мере обе стороны правы.

Рутинную работу уже давно можно смело доверять компьютерам. Например, обрабатывать данные они способы в 2,5 раза быстрее людей, а автоматизировать этот процесс, по оценкам McKinsey, можно почти на 70%. Этой возможностью уже активно пользуются банки при работе с документами клиентов: компьютер определяет типы документов, находит в них необходимые данные, заносит их в систему и т. д., и всё это – за считанные минуты. Кроме того, попробуйте представить себе современного таксиста или курьера без смартфона или планшета со специальными приложениями. Такие, возможно, существуют, но эффективность их работы (и, как следствие, уровень заработка) наверняка заметно ниже.

Опасения тех, кого охватывает паника при мысли, что его насиженное рабочее место вот-вот займёт робот, тоже вполне оправданны. По прогнозам Gartner, к 2025 году это произойдёт с каждым третьим.

Но истина, как всегда, где-то посередине. Плох тот бизнес, который игнорирует современные технологии, и плох тот сотрудник, который охотится на ведьм (читай: искусственный интеллект) вместо того, чтобы развивать в себе те навыки, которых у машин никогда не будет, – гибкие, или мягкие навыки (soft skills).

Почему гибкие навыки вышли на первый план

Гибкие навыки не связаны с профессиональной областью и владение ими необходимо всем: и строителю, и владельцу строительной компании. К ним относятся личные качества человека (ответственность, дисциплина), социальные навыки (коммуникативные, навыки работы в команде) и управленческие способности (тайм-менеджмент, умение решать проблемы).

Их важность увеличивается с каждым годом – это реакция рынка на происходящие в связи с распространением цифровизации изменения. По прогнозам Deloitte, к 2030 году на гибких навыках так или иначе будут завязаны две трети должностей (в 2000 году это была только каждая вторая должность). А результаты недавнего исследования IBM показали, что гибкие навыки входят в топ-4 требований работодателей по всему миру:

  1.     Гибкость и готовность меняться.

  2.     Тайм-менеджмент и умение приоритизировать задачи.

  3.     Умение работать в команде.

  4.     Коммуникативные навыки.


В нынешних условиях владение этими навыками для представителей массовых профессий (так называемых «синих воротничков») особенно актуально. Они не могут похвастаться сильными твёрдыми навыками (hard skills) и какой-то уникальной экспертизой. Это снижает их значимость и делает их уязвимыми – таких сотрудников довольно легко заменить.

Поговорим о каждом пункте подробнее.

Гибкость и готовность меняться. В мире, где всё может измениться буквально за ночь, значение этих навыков сложно переоценить. Клиент может за два часа изменить адрес доставки или подачи автомобиля, а заказчик – вдруг решить, что строительство объекта должно быть завершено на две недели раньше первоначально обозначенного срока. Можно злиться и роптать на судьбу или, насколько это возможно, подстроиться под новые обстоятельства. Угадайте с одного раза, кто из двух сотрудников обратит на себя внимание работодателя и станет первым претендентом на внеплановую выплату премии, а кто – на увольнение.

Тайм-менеджмент и умение приоритизировать задачи. Избалованный цифровизацией, современный человек не любит ждать. Если он обратился в службу поддержки, он хочет получить ответ моментально. Если он заказал доставку еды на определённое время, он сильно расстроится, не получив любимый бургер точно в срок. А расстроенный клиент очень быстро превращается в нелояльного, что чревато для бизнеса. Поэтому умение планировать своё рабочее время – must-have для «синих воротничков».

Умение работать в команде. «Синие воротнички» просто обязаны быть хорошими «командными игроками». Представьте строительную бригаду, где каждый трудится сам по себе, или автомехаников, никак не взаимодействующих друг с другом в процессе ремонта автомобиля. Результаты такой «совместной» работы могут оказаться весьма плачевными.

Коммуникативные навыки. Очень многие массовые профессии связаны с общением с людьми. Поэтому для их представителей крайне важно быть дружелюбными, уметь слушать и слышать собеседника, возможно, даже проявлять эмпатию при необходимости. Никто не любит грубых и агрессивных таксистов, официантов и кассиров. Зато в мире полно людей, которые не против поболтать в пробке или оставить щедрые чаевые за удавшийся ужин.

Не надо путать мягкое с лёгким

Дословный перевод термина “soft skills” – мягкие навыки. Однако для того чтобы овладеть ими, зачастую требуется приложить гораздо больше усилий, чем чтобы получить профессиональные навыки. Иногда это огромная работа над собой, своего рода игра на сопротивление. Никто ведь не будет спорить с тем, что научиться печатать слепым методом значительно легче, чем молчуну прокачать ораторские навыки, вечно опаздывающему – стать пунктуальным, а интроверту – научиться работать в команде, не испытывая при этом колоссальный дискомфорт.

Это обстоятельство заставляет экспертов переосмысливать термин и говорить о том, что название не отражает его сути. Например, Джош Берсин считает, что всё наоборот: твёрдые навыки – мягкие (они всё время меняются, постоянно устаревают, ими довольно легко овладеть), а мягкие навыки – твёрдые (чтобы получить их, требуется много времени и очень много усилий).

А, по мнению Лу Адлера, эти навыки «слишком важны, чтобы называться мягкими»: «Вероятно, благодаря технологиям всё, что можно автоматизировать, будет автоматизировано. Но способность общаться с другими – убеждать, влиять, сотрудничать – никогда не будет автоматизирована, что делает её критически важной».

Маленький совет бизнесу

Учитывая всё вышесказанное, бизнесу давно пора пересмотреть свои стратегии найма, поставив во главу угла гибкие навыки. Нелишним будет и включение модуля по развитию таких навыков в программы адаптации и обучения персонала. 

Мы в «Авито Работа» всегда напоминаем о том, что идеальных сотрудников на рынке труда примерно столько же, сколько в лесу – фиолетовых белок. Зачастую их проще «слепить» внутри компании, чем найти (понимание этого, кстати, свидетельствует о наличии тех самых гибких навыков у самого работодателя). И без качественных программ обучения тут не обойтись. Плюс ко всему наличие таких программ является для потенциальных сотрудников свидетельством того, что компания серьёзно относится к персоналу и нацелена на долгосрочное взаимодействие. Как результат – повышение вовлечённости и снижение текучести кадров.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза