Forbes Council Максим Спиридонов
14802
1

Новый круг войны экосистем — кто победит?

Новый круг войны экосистем — кто победит?



Возможно, самое интересное, что можно наблюдать сейчас в пространстве диджитал-бизнеса — это начинающаяся война между диджитал-экосистемами, сформированными в первой своей итерации.

Пока эта война проходит в холодной фазе и без обострений. Но возможно, что это только пока.

Под экосистемой понимаем тех игроков, кто хочет (и, теоретически, может) закрыть максимум цифровых и околоцифровых потребностей современного пользователя.

Кто в забеге? Первая тройка предсказуема.

1. Яндекс + Яндекс.Такси


Инсайдеры знают, что это уже немного разные компании, с отличающейся ДНК, хотя и находящиеся в тесном родстве. Однако, как видно, есть чёткая стратегия на размежевание этих двух формаций.

Яндекс — больше про базовые потребности пользователя в цифровом мире и не агрессивную коммерциализацию. А Я.Такси, включая весь их феерически рванувший в рост фудтех, — это про то, чтобы отжать максимум из привлекательных традиционных потребительских рынков. Неслучайно именно в Такси фантазируют на тему очередной попытки создать «суперапп» — российский Wechat.

2. Mail.ru Group


Энергичный, агрессивный, богатый, готовый к экспериментам с M&A, сложным альянсам — то с Мегафоном, то с AliExpress, то вообще со Сбербанком.
При том, что последний и сам формирует отдельную экосистему.

3. Сбербанк


Можно по привычке клясть Сбер за неповоротливость, но если сравнить его с ним же 10 лет назад, то это не просто большая разница — это фазовый переход. Сделан он благодаря топ-команде и лично Грефу. Что у них может получиться, учитывая практически безграничный финансовый запас, широкие связи в бизнесе и политике и (вероятно) прямой выход на первое лицо государства? Одному богу известно.

И казалось бы, к этой тройке уже нет шансов добавить участников забега. Ан нет. К борьбе все активнее подключается ещё пара дерзких претендентов, пытающихся запрыгнуть в уходящий поезд.

Тинькофф


Давно пытается выцарапать свое пространство в этом заканчивающемся разделе пирога диджитал-экосистем. До недавнего времени ресурсов и фокуса внимания им на такие глобальные штуки, кажется, не хватало. Однако похоже, что сейчас его изыскали — тоже «суперапп» пилят и все такое. И в своей манере громко заявляют в пиаре о планах на мировое господство.

ВТБ


Все чаще слышно об их попытках сделать нечто «сбероподобное» в диджитал. Венчурный фонд под стартапы и тоже свой «суперапп», анонсированный недавно. GR-возможности у них, конечно, большие и денег много. Но Костин — это не Греф и, конечно, не Тиньков. А в компании, имеющей амбиции построить экосистему в диджитал, CEO должен быть главным визионером, директором по инновациям. Причём выдающимся. Если бы был тотализатор, то ВТБ, на мой взгляд, получил бы самые низкие коэффициенты по сравнению с предыдущими игроками.

Словом, есть за что, и с кем побороться. Передел этого пирога во многом определит судьбу не только цифровой, но и вообще экономики страны.

Какие у кого мысли, прогнозы, идеи насчет экосистем? Кто за кем следит? На кого делаете ставку? Какие прогнозы развития этой конкуренции?


Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза