Россия не готовит кадры для цифровой экономики будущего
Российские ВУЗы не готовят кадры для цифровой экономики
Наш сервис CourseBurg проанализировал популярные на западе темы дополнительного образования и самые востребованные курсы на крупнейших образовательных платформах: Coursera, EdX, Study.com, Udemy и Udacity на частотность англоязычных поисковых запросов в Google.
Зачем? Потому что нам стало интересно, почему разрыв между западным и российским образованием становится все больше. Из-за этого многие российские студенты уезжают учиться в Европу и США, где затем и остаются работать. Оставшимся молодым специалистам постоянно приходится совершенствовать навыки и углублять знания в своей профессиональной области, поскольку в ВУЗе они этих навыков и знаний не получили. Особенно остро эта проблема стоит в сфере цифровой экономики.
Посмотрите, как, например, выглядит шкала запросов на Coursera:
Итак, абсолютным лидером поисковых запросов оказалась «Математика» и всё с ней связанное: за полтора года с июля 2017 г. по декабрь 2018 г. было сделано около 1 миллиарда запросов. Еще один пиковый запрос связан с «Визуализацией данных» — около 20% от всего многообразия и более 300 миллионов запросов. Это логично, учитывая, что:
- связанные с математикой дисциплины так или иначе необходимы во множестве дисциплин (в том числе и в сфере цифровой экономики);
- во многих сферах сейчас требуется грамотная подача данных, при этом мало кто умеет качественно визуализировать данные.
То есть, в то время, как на западе множество людей интересуется профессиями из сферы цифровой экономики и проходит там обучение, в России ситуация остается печальной. В таком случае мы никак, за недостатком кадров, не сможем пока составить западным специалистам и компаниям конкуренцию.
Также интерес представляет сезонность поисковых запросов в контексте образования: обычно пик приходится на начало учебного года (сентябрь — октябрь) и начало нового календарного года (январь — февраль). Ничего удивительного, ведь самое начало учебного года и зимняя сессия — периоды, когда мотивация к пополнению знаний сильно возрастает.
В сентябре-октябре 2017 г., на пике хайп-цикла, спрос на Coursera на Анализ данных скакнул вверх, а затем стабилизировался после небольшого спада на достаточно высоком уровне, а значит, что интерес к этой области так же остался повышенным.
Обучение на английском языке, а также акцент на междисциплинарность — две отличительные черты западной системы образования, которые широко практикуются в иностранных ВУЗах, но мало распространены в России.
Подходы к высшему образованию в западных странах и в России также имеют существенные отличия, которые напрямую связаны с ИТ-сферой.
В то время как западная система может похвастаться бакалаврскими программами по «Искусственному интеллекту», «Науке о данных» и «Цифровому маркетингу», отечественные ВУЗы предлагают подобные программы в основном лишь в качестве образовательного трека магистратуры в ведущих университетах. И хотя ВУЗы Москвы и Санкт-Петербурга уже в процессе перестройки, университеты регионов оставляют эти образовательные траектории в лучшем случае в качестве дополнительных курсов.
Одновременно с этим рынок цифровой экономики в России нуждается в специалистах. Если программистов еще готовят в столичных ВУЗах, то кафедр, которые готовят тестировщиков, в России единицы. Нехватку кадров в некоторых случаях рынок самостоятельно компенсирует низкоквалифицированными работниками, которые не обладают систематическими знаниями.
При этом в рамках национальной программы «Цифровая экономика Россия 2024» правительство за 5 лет планирует подготовить не менее 120 000 специалистов, получивших высшее образование в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. На деле же в России существует острая нехватка квалифицированных кадров для цифровой экономики, поскольку ВУЗы не в состоянии подготовить специалистов для этой сферы. В этом случае отечественное высшее образование проигрывает в конкурентоспособности западным ВУЗам, а значит, ждать того, что цифровая экономика у нас резко поднимется, придется дольше.