Forbes Council Александр Альхов
5690
2

Россия не готовит кадры для цифровой экономики будущего

Россия не готовит кадры для цифровой экономики будущего

Российские ВУЗы не готовят кадры для цифровой экономики


Наш сервис CourseBurg проанализировал популярные на западе темы дополнительного образования и самые востребованные курсы на крупнейших образовательных платформах: Coursera, EdX, Study.com, Udemy и Udacity на частотность англоязычных поисковых запросов в Google.

Зачем? Потому что нам стало интересно, почему разрыв между западным и российским образованием становится все больше. Из-за этого многие российские студенты уезжают учиться в Европу и США, где затем и остаются работать. Оставшимся молодым специалистам постоянно приходится совершенствовать навыки и углублять знания в своей профессиональной области, поскольку в ВУЗе они этих навыков и знаний не получили. Особенно остро эта проблема стоит в сфере цифровой экономики.

Посмотрите, как, например, выглядит шкала запросов на Coursera:



Итак, абсолютным лидером поисковых запросов оказалась «Математика» и всё с ней связанное: за полтора года с июля 2017 г. по декабрь 2018 г. было сделано около 1 миллиарда запросов. Еще один пиковый запрос связан с «Визуализацией данных» — около 20% от всего многообразия и более 300 миллионов запросов. Это логично, учитывая, что:

  1. связанные с математикой дисциплины так или иначе необходимы во множестве дисциплин (в том числе и в сфере цифровой экономики);

  2. во многих сферах сейчас требуется грамотная подача данных, при этом мало кто умеет качественно визуализировать данные.




 

То есть, в то время, как на западе множество людей интересуется профессиями из сферы цифровой экономики и проходит там обучение, в России ситуация остается печальной. В таком случае мы никак, за недостатком кадров, не сможем пока составить западным специалистам и компаниям конкуренцию.

Также интерес представляет сезонность поисковых запросов в контексте образования: обычно пик приходится на начало учебного года (сентябрь — октябрь) и начало нового календарного года (январь — февраль). Ничего удивительного, ведь самое начало учебного года и зимняя сессия — периоды, когда мотивация к пополнению знаний сильно возрастает.

В сентябре-октябре 2017 г., на пике хайп-цикла, спрос на Coursera на Анализ данных скакнул вверх, а затем стабилизировался после небольшого спада на достаточно высоком уровне, а значит, что интерес к этой области так же остался повышенным.



Обучение на английском языке, а также акцент на междисциплинарность — две отличительные черты западной системы образования, которые широко практикуются в иностранных ВУЗах, но мало распространены в России.
Подходы к высшему образованию в западных странах и в России также имеют существенные отличия, которые напрямую связаны с ИТ-сферой.

В то время как западная система может похвастаться бакалаврскими программами по «Искусственному интеллекту», «Науке о данных» и «Цифровому маркетингу», отечественные ВУЗы предлагают подобные программы в основном лишь в качестве образовательного трека магистратуры в ведущих университетах. И хотя ВУЗы Москвы и Санкт-Петербурга уже в процессе перестройки, университеты регионов оставляют эти образовательные траектории в лучшем случае в качестве дополнительных курсов.

Одновременно с этим рынок цифровой экономики в России нуждается в специалистах. Если программистов еще готовят в столичных ВУЗах, то кафедр, которые готовят тестировщиков, в России единицы. Нехватку кадров в некоторых случаях рынок самостоятельно компенсирует низкоквалифицированными работниками, которые не обладают систематическими знаниями.

При этом в рамках национальной программы «Цифровая экономика Россия 2024» правительство за 5 лет планирует подготовить не менее 120 000 специалистов, получивших высшее образование в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. На деле же в России существует острая нехватка квалифицированных кадров для цифровой экономики, поскольку ВУЗы не в состоянии подготовить специалистов для этой сферы. В этом случае отечественное высшее образование проигрывает в конкурентоспособности западным ВУЗам, а значит, ждать того, что цифровая экономика у нас резко поднимется, придется дольше.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза