Forbes Council Павел Данилов
1614
0

Троянский конь в ресторане

Троянский конь в ресторане
Электронная коммерция, купля/продажа товаров онлайн с доставкой стала самым большим технологическим бизнесом по оборотам и одним из самых крупных по стоимости. Американская Amazon и китайская Alibaba входят в топ-10 крупнейших технологических компаний в мире, $900 млрд и $560 млрд, соответственно. Помимо универсальных интернет-магазинов, на огромном рынке, безусловно, есть место для нишевых площадок (обувь, книги, одежда, билеты) и альтернативных бизнес-моделей (B2B, B2C, C2C, маркетплейс, социальные покупки).

Ресторанная еда и продукты питания стали объектом e-commerce сравнительно недавно. Хотя доставка пиццы появилась еще в конце XIX века в Италии, но первый крупный и успешный игрок в сфере онлайн-доставки еды Grubhub появился только в 2004 году, через 10 лет после основания Amazon (1994). Аналогичная ситуация сложилась и в России: универсальный OZON старше Delivery club на те же десять лет. Это неудивительно, ведь при покупке еды клиенты предъявляют более строгие требования к скорости доставки (часы и минуты, а не дни), а также к свежести и безопасности.

В мире


Тем не менее, к 2019 году платформы по доставке еды создали огромный рынок по всему миру, став несомненным успехом для целого ряда основателей и венчурных инвесторов. Согласно отчету FiveSeasons VC, в Фудтехе насчитывается 45 стартапов-единорогов (оценка каждого более $1 млрд). При этом их общая стоимость достигда $235 млрд, из них более половины связаны с доставкой еды.

Причем успешные компании находятся не только в США или Китае. Так, инвесторы, вложившие всего $3,7 млрд в 5 платформ по доставке еды в Европе (Deliveroo, Delivery Hero, Takeaway.com, Just Eat и HelloFresh) уже заработали в среднем 600%. А крупнейшим инвестиционным раундом 2019 года стало привлечение рекордного $1 млрд индийской платформой Swiggy (аналог Delivery club).

В России


На российском рынке правят бал компании Delivery Club (принадлежит Mail.RU, недавно вошел в JV со Сбербанком вместе с рядом активов) и Яндекс.Еда, который входит в Яндекс.Такси. Россияне тратят существенную часть дохода на еду, поэтому рынок доставки еды является одним из немногих российских рынков, на которых можно построить бизнес по венчурной модели: сначала убыточная бизнес-модель, быстрый рост и захват рынка, а затем оценка на уровне единорога. Обе компании не исключают проведения IPO в ближайшей перспективе. В России Венчурные инвесторы если смогли заработать на сделках по продаже FoodFox Яндексу и сделках с Delivery Club, то умеренно.

Ресторанные платформы: белый рыцарь или троянский конь?


Изначально ценностным предложением платформ для потребителя было удобство, экономия времени и большой выбор. Ресторанам платформы «продают» возможность увеличить продажи без инвестиций в новые посадочные места и без дополнительных затрат на рекламу. Звучит как win-win. Платформа также позволяет собирать клиентские данные и получать обратную связь, которой не хватает в оффлайновом бизнесе. Это существенно лучше традиционной Книги жалоб и предложений. Взамен платформа требует от ресторана комиссию 20–30% от цены блюда, а потребитель в большинстве случаев платит за доставку.

Если крупные сети ресторанов могут выстроить собственную доставку (пример — Додо-пицца) или договориться с платформой об особых условиях за счет объема (Burger King, McDonalds), то отдельным ресторанам деваться практически некуда. Можно сказать, что отдельный ресторан на платформе  — это почти как водитель Яндекс.Такси. Водитель (ресторан), конечно, может возить (кормить) людей без посредника, но поток заказов с платформы всё время растет, позволяя увеличить загрузку и забирая комиссию. Не все рестораны довольны таким сотрудничеством.

Более того, спрос потребителей на разнообразную ресторанную еду растет неравномерно по районам города, по видам кухни и сильно колеблется в течение дня и недели. Предложение от существующих ресторанов не всегда успевает за спросом. Как следствие, недавно стали появляться новые бизнес-модели, призванные удовлетворить этот растущий спрос, которые приходит через платформы или напрямую от потребителей. К примеру, тёмные кухни (dark kitchen, cloud kitchen, ghost restaurant)  —  это рестораны без зала для гостей, работающие только на доставку через платформу или, в некоторых случаях, напрямую или на вынос. Традиционные рестораны теперь вынуждены конкурировать с тёмными кухнями, которые также платят платформам, но экономят на площади ресторана (нет зала) и на цене аренды (место теперь не важно), а также на зарплатах официантов (они не нужны).

Так платформы подрывают рынок, ставя традиционным ресторанам мат в два хода, и создают миллиардные доходы для основателей и инвесторов после выхода из бизнеса.

Более подробно о новых бизнес-моделях в доставке и производстве еды я напишу в следующих постах.

(Фото Михаила Терещенко, ТАСС)
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза