Forbes Council Антон Усачев
1658
0

В Европе бум солнечной энергетики. Что делать России?

Продолжающийся рост мировой солнечной генерации возвращает европейских регуляторов к вопросу об «экологичности» и «устойчивости» происхождения компонентов для объектов энергетики, значительная доля которых производится в Китае, известном своей высокой долей угольной генерации. По начавшейся полемике между Европейским советом производителей солнечной энергетики и Европейской Комиссией уже видно, что вторым пунктом повестки станет география размещения производств оборудования, используемого в строительстве солнечных электростанций.

Разберем для начала первый фактор. Характер происхождения продукции, используемой в строительстве новой генерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), одновременно с усилением экологической повестки выходит на первый план энергетической и промышленной политики развитых экономик. Первой протекционистские меры, направленные на сдерживание импорта с высокой долей углеродного следа, стала Франция. В соответствии с новыми правилами, предъявляемыми национальным регулятором к тендерам на строительство электростанций, при выборе оборудования более высокий приоритет присваивается солнечным модулям с максимально низким уровнем углеродного следа в киловатте установленной мощности (kg CO2/kW). Очевидно, что такие требования может удовлетворить продукция самих французов или их европейских соседей.

Появление второго фактора – что именно должно быть локализовано – весьма неожиданно слышать от европейцев, которые десять лет спокойно относились к импорту азиатского оборудования. Сторонники европейского промышленного ренессанса настаивают на том, что необходимо восстановить и развивать производство продукции высоких переделов. Их позиция понятна. Такой подход позволит создать рабочие места для высококвалифицированных специалистов, увеличит финансирование программ НИОКР, обеспечит экспорт высокотехнологичной продукции. Что явно выигрывает на фоне того факта, что сегодня в Европе рабочие заняты в основном строительством и эксплуатацией объектов солнечной энергетики.

В нашей стране ренессанс солнечной энергетики уже идет десятый год и за это время «детских болезней», через которые прошла Европа, удалось избежать. Продолжают работать отечественные заводы, на которых выпускается различное оборудование и компоненты для солнечной генерации, понемногу растет доля экспорта ячеек и модулей. Российские инвесторы, вложившие десятки миллиардов рублей в создание производств, программы НИОКР, строительство солнечных электростанций, пока благополучно помогают Минэнерго России и Государственной Думе улучшать статистические показатели на внешних площадках, где они пересекаются со своими зарубежными коллегами. Но дискретный характер государственной поддержки новой генерации на основе ВИЭ начинает уже снижать скорость развития только недавно созданной отрасли солнечной энергетики. При том, что Международное энергетическое агентство в ближайшие пять лет предрекает строительство дополнительных 700 ГВт мощностей солнечной генерации. И как вписать в ежегодный темп роста мировой индустрии (порядка 117 ГВт) всего лишь 0,7 ГВт российской продукции с недостигнутым эффектом масштаба – представить сложно.

Российские институты экспортной поддержки продолжают стоять в стороне: до сих пор ни один зарубежный проект не реализован благодаря их поддержке, несмотря на обещания. В фондировании строек солнечных электростанций вне России наши финансово-кредитные организации по условиям и ставкам уступают другим национальным и международным банкам. В какой-то момент это может снизить конкурентоспособность российских экспортеров в зарубежных тендерах. Как, например, это недавно произошло в соседнем Узбекистане, где эмиратские компании предложили самый низкий тариф в рамках тендера на строительство солнечной электростанции мощностью 100 МВт. А в следующем году Узбекистан планирует провести еще три аукциона на право строительства 900 МВт, и шансы у российских компаний, одиноко сражающихся даже не с подобными им организациями, а с целыми экономиками, ничтожно малы.

Что делать в сложившейся ситуации, российские экспортеры не только знают, но и делают, самостоятельно добиваясь успехов внутри страны и за ее пределами. Что делать профильным ведомствам, думаю, они тоже догадываются, но пока делают так осторожно, что едва заметно. А вот европейский ренессанс и бум развития ВИЭ в США, Китае, Индии и других странах заметен, и будет хуже, когда он станет заметным для экономики и промышленности нашей страны.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза