Блоги Александр Ларьяновский
3493
0

Успешные бизнес-модели в EdTech на Западе и в России

Успешные бизнес-модели в EdTech на Западе и в России
Вообще, конечно, нам в Skyeng повезло, что в Штатах нет большого бизнеса, который бы обучал английскому по модели face-to-face. Все успешные проекты в России, от «Яндекса» до HeadHunter, слышат обвинения, что они калька со штатовских. А мы — такое вот исключение.

Но феномен в целом куда интереснее: отрасль образования огромная, хайповая, полная магических заклинаний типа lifelong learning, «микрообучение», «геймификация», «персональная кривая обучения»...— но единорогов там толком не видно. Кроме Китая, конечно.

Вот вроде Coursera подобралась к оценке в один миллиард долларов. Лидер — и всего лишь миллиард. И это оценка. Выручка, думаю, не больше $150 млн. Pluralsight на NASDAQ стоит $2,5 млрд с выручкой больше $200 млн. Такая же примерно выручка у 2U, но оценка $1,3 млрд на той же бирже. У Chegg погуще — $300 млн, но они на рынке уже 20 лет.

На фоне остальных отраслей и офлайна это выглядит довольно тускло. Для сравнения, Kroton, бразильский офлайн-гигант в обучении, за год зарабатывает (!) больше $6 млрд.

В России все еще интереснее. С одной стороны, если нормировать на население, то мы зарабатываем куда эффективнее западных стран, бизнес и рентабельнее, и масштабнее. С другой стороны — все явные лидеры у нас уникальны. Нет второго Учи.Ру, нет другого Skyeng, отрыв Skillbox от похожих сервисов практически десятикратный. Кажется, это действительно просто стадия зрелости рынка — «молоко на губах не обсохло».

Пока непонятно, отнимает ли EdTech деньги у традиционного образования или еще и создает новый спрос? Те, кто раньше говорил «Мы делаем образование доступным для всех», как-то поутихли, поскольку в эти сервисы идут взрослые, которые уже получили высшее образование и понимают его ценность.

Но EdTech в России, несомненно, растет быстрее, чем ожидалось. По итогам 2019-го будет, думаю, не меньше пяти российских компаний, пробивших планку выручки в миллиард рублей в год. Совокупный рост GMV нашей юной звонкой отрасли будет, думаю, как минимум двукратным.

Какие успешные бизнес-модели у лидеров рынка тут и там?

  1. On demand tutoring. Занятия один на один с оплатой за разовые обращения. Формат — онлайн-консультация, решение конкретной заранее оговоренной задачи. Там это TutorMe, Chegg, Skooli, у нас никого.
  2. Marketplace. Тоже уроки один на один, но цену устанавливает учитель, а компания берет комиссию. Предмет может быть любым. У них это Preply — языки, Wyzant — математика. У нас — «Эрудитор Групп».
  3. LMS/SaaS B2B/B2G. Компания предоставляет софт и контент корпорациям, учебным заведениям. Там — 2U, K12, у нас с вузами массово — пока никто, с B2B — iSpring.
  4. Преподаватель онлайн. Куча китайских гигантов, у нас — Skyeng.
  5. Групповые занятия с детьми, синхронно и асинхронно. Там сильных аналогов не нашел толком, у нас — «Фоксфорд», «Максимум», «Алгоритмика».
  6. Профессиональное обучение с преподавателями. Синхронное или асинхронное, но с преподавателем. У них — Udemy, у нас — SkillBox.
  7. Самообучение. Тут все MOOC и тренажеры. Реального коммерческого успеха нет ни у кого, включая Coursera. А у нас есть феномен Учи.Ру, который в мире, кажется, пока никто не повторил.


Список не претендует на полноту, но хорошо показывает, как видит мир автор. Посмотрим, что будет через год.
Этот материал опубликован на блог-платформе Forbes. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о