Менторинг, или поговорим по бизнесу
В настоящий момент я тружусь ментором (менторю?!) восемь проектов. Запуск «Блогов» Forbes —неплохой повод изложить мой взгляд на проблематику, подходы и результаты менторинга как регулярной деятельности.
Есть много непонятных слов. Вот, скажем, коучинг. Модно, популярно. О чем это, для чего это? Я слышал, что коучи помогают решать разные проблемы, формулируя правильные вопросы. Когда я спрашиваю у моих друзей, работающих с коучами, что это и чему помогает, они задумчиво водят пальцами у лица. Причмокивают, ухмыляются. Но четкого определения подхода к работе и описания пользы пока не слышал. Может быть, еще услышу.
Аналогичная ситуация и с менторингом. Кто такой ментор, зачем он нужен, чем он занимается? Как и с коучингом, существует несколько мифов и достаточно расплывчатое понимание функций и задач ментора. Попробуем прояснить ситуацию. Оговорюсь, что я не претендую на исчерпывающее понимание этого явления. Хочу лишь изложить свою версию, и мои мысли будут базироваться исключительно на моем личном опыте.
Начиная свой бизнес, мы часто недооцениваем сложность этого занятия. Да, разумеется, все слова об этом уже написаны и сказаны. Но одно дело – прочитать, и совсем другое – понять. Грабли, возникающие по мере развития бизнеса, плюс-минус типовые. Сохранить спокойный сон, хорошее настроение и драйв может партнер, может – удачно собранная команда, или просто везение.
Однако при построении бизнеса есть несколько переломных точек, пройти которых может помочь еще один участник – ментор. Его роль – роль советника, роль человека с релевантным опытом, того, кто участвовал в бизнесах, прошедших эти точки или этапы развития. Можно ли обойтись без ментора? Разумеется, и в большинстве случаев так и происходит. Как помощь ментора влияет на выживание бизнеса? Скорее всего – минимально. Ментор и его советы могут ускорить движение между этими переломными точками, могут сделать неизбежную турбулентность бизнеса меньше. Но точно не избавят бизнес от сложностей и болей перехода от стадии к стадии.
Как уже понятно из предыдущего абзаца, ментор – это человек с опытом создания и развития своего бизнеса. Как говорится, это необходимый, но недостаточный критерий. Важно, чтобы бизнес, который есть или был у ментора, был максимально близок к предметной области mentee (того, с кем работает ментор). Плохая история, когда человек, создавший аграрный бизнес занимается менторигом онлайн-маркетплейса, или выходец из интернет-розницы работает с физическим промышленным производством. Ментор должен уметь подниматься над ситуацией и мыслить глобально. Он должен быть хорошим психологом и дипломатом. Ему недостаточно знать, как устроен бизнес, ему надо уметь мыслить вперед, понимать скрытые ресурсы основателя, команды, продукта. У ментора должен быть широкий круг общения, чтобы в необходимые моменты привлекать консультантов, экспертов, будущих членов команды, инвесторов. И, самое главное, ментор должен быть по-человечески приятен основателю или основателям.
Ментор работает с основателями и стремится выстраивать с ними партнерские, доверительные отношения. Это самый важный аспект работы ментора, потому что бизнес – это отражение стремлений и знаний основателя. Невозможно изменить бизнес, повернуть или улучшить его, не изменив отношение основателя к бизнесу, не сфокусировав его на значимых целях развития бизнеса. В качестве приятного бонуса ментор может курировать развитие тех или иных направлений деятельности компании, от продаж до HR. Но в целом задача ментора – помочь основателю пройти те самые переломные точки с минимальными эмоциональными и материальными затратами. Для этого ментор и основатель должны говорить на равных. Поэтому так важно, чтобы ментор был признанным экспертом в своей сфере бизнеса и имел прозрачную историю успеха. Разумеется, магия отношений между основателем и ментором – дело случая, это не предсказуемо.
Чтобы не быть голословным, я приведу цитату моего mentee, который читал эту статью. Я спросил его, как он видит роль ментора, и вот что он ответил: «Ментор – это, по сути, катализатор, который помогает быстрее и качественнее пройти сложные моменты в бизнесе. С точки зрения владельца бизнеса это не просто эфемерные ценности общения с хорошим человеком, а время, связи и контроль смена фокуса основателей на важные несрочные задачи, которые всегда есть риск продолбать за оперативкой и суетой».
Есть разные точки зрения на этот вопрос в зависимости от мотивации ментора. Бывает, что менторинг бесплатен для основателя. Это случается, когда ментор помогает бизнесам расти из соображений саморазвития. Новая информация, новые кейсы и новые люди вокруг – все это ценно и позволяет учиться. Я скептически отношусь к этой концепции по двум причинам: отсутствие оплаты делает работу ментора менее ценной для основателя, усложняет и удлиняет реализацию советов ментора. С другой стороны, отсутствие оплаты не дает морального права основателю обращаться к ментору регулярно, выстраивать системное взаимодействие с обязательствами двух сторон. Обычно, оплата ментора складывается из двух составляющих: фиксированная оплата за консалтинг и вознаграждение (бонус) за результат. Вторая часть оплаты обычно «привязывается» к темпам роста выручки за период или к достигнутой стоимости компании по результатам привлеченного инвестиционного раунда. И, да, ментор часто бывает ценен именно во взаимодействии с инвесторами, существующими и потенциальными.
Первая точка наступает в момент начального масштабирования бизнеса, когда проверена модель и был достигнут устойчивый поток выручки. Обычно после этого этапа и наступает осмысленное построение бизнеса, ведь модель является следствием успешной проверки одной или нескольких гипотез. В этот момент, обычно, компания расфокусирована, у нее появились деньги, и огромное количество идей, как их потратить на собственное развитие. В этот момент роль ментора – собрать, сгенерировать, синтезировать стратегию компании на значительный период времени. В этот момент важно даже не то, что находится в фокусе (scope in), сколько то, чем компания точно не будет заниматься в ближайшее время (scope out).
Вторая точка – это точка структурирования системы управления. Важный этап развития компании, когда основатель перестает участвовать в принятии всех управленческих и даже технологических решений. Появляются профессиональные менеджеры, возникает вертикаль, вслух и часто произносится поговорка «вассал моего вассала – не мой вассал». Делегирование полномочий, обычно, происходит сложно, это как у родителя отобрать право полностью влиять на своего ребенка. Параллельно строится система HR в компании, возникают воспроизводимые процессы маркетинга и продаж, создания продукта. Появляются KPI, формализуются бонусы, нарастает бюрократия и острая ностальгия по временам «когда мы были все вместе в одной комнате».
Третья точка связана с привлечением инвестиций. Редкая компания может быстро расти за счет реинвестирования прибыли, а заемные средства не всегда доступны и дешевы. Привлечение инвестиций означает, что основатель или основатели теряют право тратить и даже зарабатывать деньги по своему разумению. Возникает новый формат взаимоотношений собственников компании, при котором одни информируют или отчитываются перед другими. Здесь же возникает системный управленческий учет, иногда к команде присоединяются «ставленники» от новых владельцев. Это обстоятельство может весьма сложно восприниматься основателем, который еще вчера был полноценным хозяином, «отцом» компании.
Четвертая точка – это выход основателя из операционного управления бизнеса, завершение построения регулярного менеджмента компании. Обычно это самый сложный этап в жизни компании, этап, когда стартап превращается в бизнес. Энергия основателя становится, скорее, задерживающей рост бизнеса, препятствующей его устойчивому развитию для генерации прибыли в интересах всех владельцев. Здесь, как никогда до этого, остро возникает вопрос: «Зачем основатель делает бизнес?». Подготовиться к ответу на него поможет ментор.
Тема менторинга бескрайняя, как космос. Но формат колонки имеет свои ограничения. Я хотел бы закончить вот на какой мысли: вокруг нас достаточно много инструментов развития бизнеса на начальном этапе. Это разнообразные акселераторы, инкубаторы, государственные и частные программы поддержки малого предпринимательства. С другой стороны, есть много инструментов и помощников при развитии бизнеса, вставшего на ноги. А вот у тех, кто уже научился зарабатывать, но пока не вышел на объемы в 100-400 млн рублей, доступных и адекватных инструментов развития не так чтобы и много. Одним из них может быть менторинг. Попробуйте, а вдруг поможет?
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Есть много непонятных слов. Вот, скажем, коучинг. Модно, популярно. О чем это, для чего это? Я слышал, что коучи помогают решать разные проблемы, формулируя правильные вопросы. Когда я спрашиваю у моих друзей, работающих с коучами, что это и чему помогает, они задумчиво водят пальцами у лица. Причмокивают, ухмыляются. Но четкого определения подхода к работе и описания пользы пока не слышал. Может быть, еще услышу.
Аналогичная ситуация и с менторингом. Кто такой ментор, зачем он нужен, чем он занимается? Как и с коучингом, существует несколько мифов и достаточно расплывчатое понимание функций и задач ментора. Попробуем прояснить ситуацию. Оговорюсь, что я не претендую на исчерпывающее понимание этого явления. Хочу лишь изложить свою версию, и мои мысли будут базироваться исключительно на моем личном опыте.
Кому нужен ментор?
Начиная свой бизнес, мы часто недооцениваем сложность этого занятия. Да, разумеется, все слова об этом уже написаны и сказаны. Но одно дело – прочитать, и совсем другое – понять. Грабли, возникающие по мере развития бизнеса, плюс-минус типовые. Сохранить спокойный сон, хорошее настроение и драйв может партнер, может – удачно собранная команда, или просто везение.
Однако при построении бизнеса есть несколько переломных точек, пройти которых может помочь еще один участник – ментор. Его роль – роль советника, роль человека с релевантным опытом, того, кто участвовал в бизнесах, прошедших эти точки или этапы развития. Можно ли обойтись без ментора? Разумеется, и в большинстве случаев так и происходит. Как помощь ментора влияет на выживание бизнеса? Скорее всего – минимально. Ментор и его советы могут ускорить движение между этими переломными точками, могут сделать неизбежную турбулентность бизнеса меньше. Но точно не избавят бизнес от сложностей и болей перехода от стадии к стадии.
Кто такой ментор?
Как уже понятно из предыдущего абзаца, ментор – это человек с опытом создания и развития своего бизнеса. Как говорится, это необходимый, но недостаточный критерий. Важно, чтобы бизнес, который есть или был у ментора, был максимально близок к предметной области mentee (того, с кем работает ментор). Плохая история, когда человек, создавший аграрный бизнес занимается менторигом онлайн-маркетплейса, или выходец из интернет-розницы работает с физическим промышленным производством. Ментор должен уметь подниматься над ситуацией и мыслить глобально. Он должен быть хорошим психологом и дипломатом. Ему недостаточно знать, как устроен бизнес, ему надо уметь мыслить вперед, понимать скрытые ресурсы основателя, команды, продукта. У ментора должен быть широкий круг общения, чтобы в необходимые моменты привлекать консультантов, экспертов, будущих членов команды, инвесторов. И, самое главное, ментор должен быть по-человечески приятен основателю или основателям.
Как работает ментор?
Ментор работает с основателями и стремится выстраивать с ними партнерские, доверительные отношения. Это самый важный аспект работы ментора, потому что бизнес – это отражение стремлений и знаний основателя. Невозможно изменить бизнес, повернуть или улучшить его, не изменив отношение основателя к бизнесу, не сфокусировав его на значимых целях развития бизнеса. В качестве приятного бонуса ментор может курировать развитие тех или иных направлений деятельности компании, от продаж до HR. Но в целом задача ментора – помочь основателю пройти те самые переломные точки с минимальными эмоциональными и материальными затратами. Для этого ментор и основатель должны говорить на равных. Поэтому так важно, чтобы ментор был признанным экспертом в своей сфере бизнеса и имел прозрачную историю успеха. Разумеется, магия отношений между основателем и ментором – дело случая, это не предсказуемо.
Чтобы не быть голословным, я приведу цитату моего mentee, который читал эту статью. Я спросил его, как он видит роль ментора, и вот что он ответил: «Ментор – это, по сути, катализатор, который помогает быстрее и качественнее пройти сложные моменты в бизнесе. С точки зрения владельца бизнеса это не просто эфемерные ценности общения с хорошим человеком, а время, связи и контроль смена фокуса основателей на важные несрочные задачи, которые всегда есть риск продолбать за оперативкой и суетой».
Как оплачивается работа ментора?
Есть разные точки зрения на этот вопрос в зависимости от мотивации ментора. Бывает, что менторинг бесплатен для основателя. Это случается, когда ментор помогает бизнесам расти из соображений саморазвития. Новая информация, новые кейсы и новые люди вокруг – все это ценно и позволяет учиться. Я скептически отношусь к этой концепции по двум причинам: отсутствие оплаты делает работу ментора менее ценной для основателя, усложняет и удлиняет реализацию советов ментора. С другой стороны, отсутствие оплаты не дает морального права основателю обращаться к ментору регулярно, выстраивать системное взаимодействие с обязательствами двух сторон. Обычно, оплата ментора складывается из двух составляющих: фиксированная оплата за консалтинг и вознаграждение (бонус) за результат. Вторая часть оплаты обычно «привязывается» к темпам роста выручки за период или к достигнутой стоимости компании по результатам привлеченного инвестиционного раунда. И, да, ментор часто бывает ценен именно во взаимодействии с инвесторами, существующими и потенциальными.
Что за переломные точки, или когда важен ментор?
Первая точка наступает в момент начального масштабирования бизнеса, когда проверена модель и был достигнут устойчивый поток выручки. Обычно после этого этапа и наступает осмысленное построение бизнеса, ведь модель является следствием успешной проверки одной или нескольких гипотез. В этот момент, обычно, компания расфокусирована, у нее появились деньги, и огромное количество идей, как их потратить на собственное развитие. В этот момент роль ментора – собрать, сгенерировать, синтезировать стратегию компании на значительный период времени. В этот момент важно даже не то, что находится в фокусе (scope in), сколько то, чем компания точно не будет заниматься в ближайшее время (scope out).
Вторая точка – это точка структурирования системы управления. Важный этап развития компании, когда основатель перестает участвовать в принятии всех управленческих и даже технологических решений. Появляются профессиональные менеджеры, возникает вертикаль, вслух и часто произносится поговорка «вассал моего вассала – не мой вассал». Делегирование полномочий, обычно, происходит сложно, это как у родителя отобрать право полностью влиять на своего ребенка. Параллельно строится система HR в компании, возникают воспроизводимые процессы маркетинга и продаж, создания продукта. Появляются KPI, формализуются бонусы, нарастает бюрократия и острая ностальгия по временам «когда мы были все вместе в одной комнате».
Третья точка связана с привлечением инвестиций. Редкая компания может быстро расти за счет реинвестирования прибыли, а заемные средства не всегда доступны и дешевы. Привлечение инвестиций означает, что основатель или основатели теряют право тратить и даже зарабатывать деньги по своему разумению. Возникает новый формат взаимоотношений собственников компании, при котором одни информируют или отчитываются перед другими. Здесь же возникает системный управленческий учет, иногда к команде присоединяются «ставленники» от новых владельцев. Это обстоятельство может весьма сложно восприниматься основателем, который еще вчера был полноценным хозяином, «отцом» компании.
Четвертая точка – это выход основателя из операционного управления бизнеса, завершение построения регулярного менеджмента компании. Обычно это самый сложный этап в жизни компании, этап, когда стартап превращается в бизнес. Энергия основателя становится, скорее, задерживающей рост бизнеса, препятствующей его устойчивому развитию для генерации прибыли в интересах всех владельцев. Здесь, как никогда до этого, остро возникает вопрос: «Зачем основатель делает бизнес?». Подготовиться к ответу на него поможет ментор.
Тема менторинга бескрайняя, как космос. Но формат колонки имеет свои ограничения. Я хотел бы закончить вот на какой мысли: вокруг нас достаточно много инструментов развития бизнеса на начальном этапе. Это разнообразные акселераторы, инкубаторы, государственные и частные программы поддержки малого предпринимательства. С другой стороны, есть много инструментов и помощников при развитии бизнеса, вставшего на ноги. А вот у тех, кто уже научился зарабатывать, но пока не вышел на объемы в 100-400 млн рублей, доступных и адекватных инструментов развития не так чтобы и много. Одним из них может быть менторинг. Попробуйте, а вдруг поможет?